I love Van Halen

Гитаризм.RU » Заметки » Гитарные обзоры » Материалы для корпусов гитар


Материалы для корпусов гитар

На сегодняшний день подавляющее большинство электрогитар изготавливаются из различных пород древесины, что вполне логично: дерево достаточно просто поддается механической обработке, сортов и пород древесины насчитывается великое множество – можно выбрать заготовку с желаемыми характеристиками, на эти характеристики можно воздействовать при помощи всяческих пропиток и лакокрасочных покрытий и.т.д. Однако, попытки изготовления электрогитар из пластика, металла, композитов и прочих материалов не растительного происхождения предпринимались и предпринимаются достаточно регулярно.
Началось все в конце 50-х – начале 60-х годов, когда одновременно очень много молодых (и не слишком молодых) людей по обе стороны Атлантики решили заняться созданием собственных рок-групп. В принципе, компании, занимающиеся производством электрогитар, и в шестидесятых были вполне в состоянии практически полностью обеспечить этот спрос, но вот только тогдашние цены на продукцию Fender, Gibson, Rickenbacker, Gretsch, Bigsby и прочих лидеров отрасли были даже выше, чем сегодняшние, понятно – в «тех деньгах». Причем никаких китайских подделок тогда еще и в помине не было, а сами гиганты индустрии не додумались (да и не могли) в то время наоткрывать в Юго-Восточной Азии дочерних компаний типа Squier или OLP. Но, как известно, спрос рождает предложение, так что очень многие небольшие фирмочки стали изготавливать свои собственные, не слишком качественные, но очень яркие, броские и весьма оригинальные внешне гитары по приемлемой цене. Опять же, если проводить параллели с настоящим, то эту нишу в наши дни как раз и заняли китайцы со своими Apollo, Ashtone, Icons и прочими непонятными названиями, а также Cort, дешевые модели Ibanez, те же Squier с OLP и т.д.

Ну так вот, как уже было сказано, такие практически забытые производители середины прошлого века, как Airline, Domino Banon и прочие Wandre Doris акцент делали, как правило, только на внешний вид инструмента, а на его звуковые характеристики, удобства для музыкантов и прочие милые ненужности внимания не обращали. А изготавливать корпуса для электрогитар и накладки на гриф многим было значительно проще не из древесины (с ней все же нужно повозиться, а изначально еще и как следует высушить), а штамповать из пластмассы. Справедливости ради стоит отметить, что большинство лиц, использовавших эти гитары в своем творчестве, такой подход вполне устраивал: яркие цвета, вычурная форма и куча непонятных рычажков и ручек регулировок привлекали внимание окружающих сами по себе, а звук все равно пропускался через fuzz (…нажать ногой своей на мощный фуз…) – так что какой он там был изначально, волновало не многих.
Но интересно другое: когда одна из таких древних пластмассовых Airline попала в руки Джека Уайта из The White Stripes, то очень многие вполне вменяемые люди захотели «точно такую же». В результате канадская фирма Eastwood наладила выпуск целой серии гитар Airline (c сохранением оригинального логотипа), но, правда, с корпусами не из пластмассы, а из красного дерева. Данные инструменты вполне успешно продаются по розничной цене в районе 1’300 USD – вот тебе и бюджетный вариант!
Стоит также отметить и весьма интересные инструменты Danelectro, фирма, в принципе, существует и по сей день, но вот только электрогитары этой компании из середины прошлого века сегодня считаются настоящей коллекционной редкостью.
***

В 1969 году фирма Ampeg (больше известная, как производитель усиливающей звуковой аппаратуры) совместно с известным гитарным гуру Дэном Армстронгом приступили к разработке прозрачной электрогитары, корпус которой был выполнен из акрилового полимера (что-то вроде оргстекла). Инструмент, получивший название «See Thru», выпускается и по сей день. Очень многие музыканты время от времени совсем не прочь покрасоваться на сцене с такой эффектной гитарой в руках: здесь можно вспомнить хотя бы таких известнейших персон, как Кейт Ричардс, Билл Уайман, Дейв Гроль, Аланис Морисетт, Джо Перри из Aerosmith и многих других. Спецификация же самого этого инструмента вполне стандартна, если не брать в расчет материал корпуса: кленовый гриф с палисандровой накладкой, мензура – 24.75″, 24 лада, регулировки громкости и тембра, трехпозиционный переключатель. Розничная стоимость такого чуда – порядка полутора тысяч долларов США.
Тут следует понимать, что для гитарных мастеров главное и принципиальное различие оргстекла от древесины – это коэффициент отражения звуковой (в частности) волны, у композитов данный показатель стремится к единице (то есть практически все отражается), а у дерева – поменьше. Иными словами, липа или клен часть звуковых колебаний от струн полностью сквозь себя пропускает, часть – отражает от поверхности, другую часть – отражает, но уже «из глубины», а некоторую часть полностью поглощает, тем самым формируя дополнительную окраску звука. Плексиглас же, при прочих равных, практически ничего в звуковую палитру не привнесет, но в концертных условиях (где не требуется детальнейшей настройки различных акустических оттенков) это вполне приемлемо. А если гитарист еще вдобавок пользуется при исполнении своих партий большим количеством эффектов, то среднестатистический слушатель вообще не заметит разницы между Ampeg Dan Armstrong Guitar и, допустим, Gibson Les Paul.
Стоит также отметить, что в настоящее время многие гитарные производители с большим удовольствием выполнят на заказ точную копию своего инструмента, но с прозрачным корпусом. Например, Ibanez изготавливает, в том числе, и плексигласовые гитары серий JS Джо Сатриани и JEM Стива Вая, а Peavey в свое время штамповали из оргстекла ванхаленовский Wolfgang. Более того, компания Thermonetix сегодня предлагает всем желающим акриловые прозрачные корпуса с уже проделанными в них необходимыми технологическими отверстиями для крепления грифа, фурнитуры, бриджа и прочих причиндалов, а также пропиленными магистралями для укладки проводов. Цена такой заготовки в стиле «стратокастер» – менее двадцати (!) долларов США.
***

В конце 70-х – начале 80-х годов сразу две американские гитарные компании решили озаботиться проблемой изготовления гитарных составляющих не из дерева: Kramer наладили выпуск грифов для своих инструментов из алюминия, а Steinberger и грифы и корпуса для электрогитар стал производить из графитного композита. Политика новаторств «Крамера» через некоторое время привела фирму к краю пропасти (в результате их с потрохами выкупил Gibson), хотя в первой половине восьмидесятых они были чуть ли не главными лидерами рынка, их тогдашним продажам могли позавидовать и тот же Gibson, и Fender, и Ibanez со всеми остальными. Ну а продукция Нэда Штейнбергера всегда привлекала к себе внимание в первую очередь весьма специфичным экстерьером, а тот факт, что за экстравагантным внешним видом (гитара скорее напоминала лопату, а не музыкальный инструмент) скрывалось множество по настоящему революционных разработок – всегда оставался в тени. А ведь можно вспомнить, к примеру, что активную электронику Нэд стал устанавливать на свои гитары именно из-за того, что графит давал достаточно бедный и холодный звуковой спектр. Кстати, с 1987 года Steinberger был взят под крыло все тем же «Гибсоном», но графитовые безголовые электрогитары производятся и по сей день.
Стоит отметить, что в настоящее время компания Parker достаточно часто использует углеродные композиты при производстве своих гитар, в частности – как материал накладки грифа, но инструменты «Паркер», как и Steinberger, всегда существенно выделялись своими формами (и не только) на фоне классических электрогитар.

Рубрика: Гитарные обзоры


Высказаться про Материалы для корпусов гитар

Реклама