Май 28, 2013
Испанская гитара и искусство фламенко
Фламенко – национальный музыкально-танцевальный стиль испанского народа, возникший в Андалусии. Он сочетает в себе три составляющие, одинаково важные: пение, танец и музыку, а если быть точнее – гитарную музыку. И поскольку наш сайт посвящен главным образом гитаре, преимущественно будем говорить именно о ней и в этой статье.
История искусства фламенко
Считается, что искусство фламенко зародилось в 15 веке, когда в Испанию прибыли цыгане, ушедшие из рушащейся Византии. И отчасти это верно. Этот народ действительно начал впитывать, осваивать и переосмыслять музыкальные традиции новой родины, в результате чего и появился известный нам сегодня стиль фламенко, наполненный темпераментом цыганского народа. Однако необходимо уточнить, что эти самые истоки, на которые ориентировались прибывшие цыгане, уходят своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно ритмы и песни, звучащие во время ритуальных церемоний легли в основу данного искусства. Кроме того, свое влияние оказала также арабская и еврейская музыка.
То, что цыгане как отдельный народ не создали фламенко с нуля, подтверждается и тем фактом, что другая его часть переселилась в Венгрию и там “сотворила” музыку, которая сегодня зазывается цыганской. Она также родилась путем впитывания местных традиций и обогащения их темпераментом создателей. И, надо сказать, венгерская и испанская музыка цыган заметно отличается друг от друга.
Хотелось бы отметить еще один важный фактор в истории фламенко. До середины 19 века это искусство было тайным, приватным. Состав встреч выглядел примерно так: один гитарист (либо два, если они используют разные техники игры), два певца и максимум три танцора/танцовщицы. Ближе к концу 19 столетия такие встречи начинаю приобретать более масштабный характер, происходят концерты на небольших сценах в кафе. В современном мире нередко ставят спектакли фламенко на театральных площадках.
История гитары фламенко
Изначально корпус гитары был небольшим и более вытянутым, обечайка была более узкой. В 15 веке в Испании изобрели 5-ти струнную гитару, все струны которой были сдвоенными (исключение могла составить лишь первая). Именно она и была названа испанской. Позже такая конструкция заменилась 6-ю одиночными струнами. В России данный инструмент “обосновался” в конце 17 столетия и основательно “утвердился” в начале 19.
На протяжении 18 и 19 веков испанская гитара неоднократно меняет свои формы и размеры, конструкцию и способ крепления грифа, устройство колкового механизма. И в результате приходит к современному виду классической гитары. Однако испанский инструмент не перенял на себя свойства последней, как многие могли бы подумать. Как раз наоборот – именно гитара фламенко является предком классики, причем не только в плане формы.
Современный нам образ этого инструмента разработал Антонио Торрес – испанский гитарный мастер. Его современник Франсиско Таррега – испанский музыкант и композитор – был в то время самым известным, и именно он является основателем классической техники игры на данном инструменте. В 20 веке развитием и совершенствованием данной техники занимался не менее известный Андрес Сеговия – испанский музыкант, композитор и педагог.
Особенности гитары фламенко
Несмотря на родство и внешнюю схожесть, испанская гитара все же отличается от классической. И вот по каким признакам.
- Нижняя дека и обечайка изготавливаются из кипариса, который и создает этот особенный звук – блестящий, звенящий, вибрационный.
- Инструмент не превышает по весу 1 кг, поскольку исполнитель фламенко, по сути, держит его одной левой рукой.
- Вместо металлических колков применяют деревянные, которые позволяют уменьшить вес гитары и также влияют на индивидуальное звучание.
- На верхнюю деку крепится специальная пластиковая накладка – гольпеадор, которая защищает ее от царапин во время использования особого приема гольпе – ногтевого удара по деке пальцами правой руки.
Говорить об искусстве фламенко, самом инструменте и игре на нем можно очень долго, поэтому в завершение лишь отметим некоторые особенности данной техники. В отличие от классики, правая рука здесь исполняет более сложную “партию”, чем левая. Также фламенко имеет свой особый ритм – компа́с, который является весьма непростым в освоении, а также с трудом поддается нотной записи.
Свежие комментарии