НОМ, «Превыше всего», 2009
Н.О.М.: А. Кагадеев, Н. Гусев, И. Н. Турист, А. Ливер.
В записи также принимали участие: С. Кагадеев, В. Лапин, Н. Копейкин, В. Зверькова
С одной стороны, коллектив под названием НОМ вроде бы никогда и не распадался, а тот факт, что во второй половине девяностых братья Кагадеевы серьезно разругались и даже разбежались – ну так с кем не бывает! А с другой – язык не поворачивается назвать НОМом то, что в результате раскола осталось от группы: А. А. Ливер (он же Дмитрий Тихонов) появлялся в России не слишком регулярно, И. Турист, при всех к нему симпатиях, на роль основного вокалиста ну никак не тянул, привлечение Николая Гусева из легендарнейших АВИА тоже видимых дивидендов не принесло, ну а Андрей Кагадеев – он же басист, кто вообще слушает басиста?!
И вот коллектив представил новый альбом под названием «Превыше всего», среди создателей которого числятся, помимо прочих, Сергей Кагадеев и Виталий Лапин – бывшие участники группы, уже несколько раз засветившиеся с НОМом после раскола, оба периодически дают концерты со своими давешними коллегами, а Лапин еще и в студии им периодически поддержку оказывает. В общем, подобие воссоединения «золотого состава» налицо, хотя Кагадеев-младший и утверждает, что он на сегодняшний день не является полноценным участником группы, а просто время от времени помогает товарищам записываться и выступать.
Пластинка вызывает какие-то смешанные чувства – вроде бы и создается полное впечатление, что это самая лучшая работа НОМа за весь их долгий период существования, но ощущение, что это и не совсем НОМ также присутствует. К примеру, некоторые песни прекрасно бы вошли в репертуар тех же АВИА («Ночь Разума», «Гей ты Русь», «Дед Мороз»), композиция «Гнида» как будто бы просто вырезана с сольного альбома А. Ливера без всяческих доработок, а номера с женским вокалом («Обезьянья песнь», «Гимн Новой России») ну никак не вписываются в общую канву диска.
Еще обращает на себя внимание такая деталь: на «Превыше всего» НОМ серьезно озаботились качеством самой записи, но при этом совершенно не обратили внимание на звук драм-машины – таких невнятных ударных давненько уже не доводилось слышать. Может быть, конечно, это сделано намерено, в качестве своеобразной «фишки», но вот результат не слишком убеждает в целесообразности такого решения – живой барабанщик или более вдумчивая работа с ЭВМ выглядели бы здесь поуместнее.
Отдельно хочется отметить композицию «Ты ушла» – таких неожиданных и монументальных поэтических ходов, как «…раскололась страсти статуэтка…», «…застегнув подтяжки унижения…», «…из углов поползли недоверия вши…» не часто можно сыскать даже у классиков жанра. Вслушайтесь, какая силища в этих образах!
И все же после прослушивания пластинки не покидает ощущение, что ее выход запоздал лет так на десять-пятнадцать: ироничная социальность в текстах, допотопная драм-машина, редкий застенчивый мат, две версии одной и той же композиции на альбоме, фотошопная обложка – все это атрибуты отечественных рокеров середины девяностых. Хотя, а кто еще из заслуженных ветеранов сцены сегодня сможет записать такой вот приятный, но абсолютно несовременный диск, и при этом, вдобавок, не будет смотреться карикатурой на самого себя?
© Axis, guitarism.ru
P.S. А вполне легально скачать этот альбом можно здесь