I love Van Halen

Гитаризм.RU » Заметки » Детальки » Гриф


Гриф

Теперь рассмотрим одну из важнейших (если вообще не самую важную) частей гитары — гриф. От материала грифа, качества его изготовления, способа крепления к корпусу, его геометрических параметров зависит окрас звука, его качество, а также непосредственно удобство игры на гитаре.

Начнем с материалов, используемых для изготовления грифов. Такие фирмы, как Kramer или Steinberger (эти — в особенности) зачастую производили грифы для своих гитар не из дерева, а из алюминия, графита и других композиционных материалов. Плюсы такого подхода очевидны: графит никогда не распухнет от излишней влажности, его не «поведет» и не скрутит, он не усохнет и.т.д. Отрицательные качества композитов также находятся на поверхности — высокая стоимость (все-таки эксклюзив, как-никак!), непривычность для рук, ну и, конечно, звуковая окраска. Ведь, допустим, алюминий будет отражать звуковую волну от струн практически целиком, не добавляя к звучанию никакой дополнительной «теплоты» древесины, хотя — если вы играете какой-нибудь индастриал при сильном перегрузе, то никакой теплоты вам и не нужно.

Но все-таки 99 процентов гитарных грифов делаются из различных пород дерева. Причем зачастую сам гриф исполняется из одной древесины, а его накладка (верхняя часть грифа, та, где установлены лады) из другой. Для прочности деревянного грифа его укрепляют изнутри металлическим стержнем (анкером), который очень любят крутить жадные до новых знаний молодые интеллектуалы от музыки. В подавляющем большинстве случаев заканчивается этот процесс выбрасыванием подопытного инструмента, или его разборкой на запчасти.

С породой дерева для накладок все довольно просто — чем мягче на ощупь накладка, тем более «теплее» и мягче будет звук (в виде аллегории можно приравнять тот же алюминий к очень жесткой древесине). Основные материалы для грифовых накладок — это клен (наиболее мягкий и светлый сорт дерева), черное дерево (эбони), довольно плотная и жутко дорогая порода, и, промежуточный вариант — палисандр. Ну а самая популярная древесина для «основы» грифа — это клен. На подавляющем большинстве гитар, продающихся в наших магазинах, гриф выполнен из клена с палисандровой накладкой, данное сочетание обеспечивает этакий усредненный вариант всевозможных комбинаций. Описывать тонкости звучания грифа из того или иного материала я не возьмусь, так как когда перебирал в руках разные инструменты, впечатления не фиксировал, но разница, безусловно, есть. Тут каждый должен все-таки составить собственные впечатления и описать их для себя самостоятельно, т.к. совершенно не факт, что кто-то понимает, допустим, термин «теплота звука» так же, как и я.

Способов крепления грифа к корпусу гитары существует всего лишь три (в порядке возрастания стоимости):
1. На болтах.
Данный вид крепления характеризуется технологическим удобством (гриф всегда можно самостоятельно отвинтить, а затем подточить, подложить в случае необходимости прокладку и.т.п.), яркостью звучания, но при этом не слишком большим сустейном, т.к. в силу неизбежных зазоров между грифом и корпусом не возникает цельности, следовательно резонировать такой тип инструментов будет меньше. К слову — многие джазовые (и не только) гитаристы с сустейном напротив активно борются, достигая, таким образом, большей четкости своих партий.
2. Вклеенный.
Средний по стоимости вариант. В силу того, что сам процесс вклейки происходит не кустарным способом (как правило), то обеспечивается хорошая цельность самого грифа и корпуса гитары, т.е. сустейн будет выше, чем в варианте с болтами. Главный минус — вклеивается гриф раз и навсегда, т.е. высота расположения струн может регулироваться только задним и передними порожками, приподнять/ опустить такой гриф практически нереально. Мораль: если вы покупаете инструмент с вклеенным грифом, особенно тщательно смотрите на высоту натяжения струн.
3. Сквозной.
В данном случае гриф является еще и полноценной частью самого корпуса инструмента, он заканчивается в аккурат на месте «заднего» крепления ремня. Можно даже сказать, что вся гитара состоит из грифа, обрамленного по бокам элементами корпуса. Соответственно, за счет практически абсолютной цельности инструмента, сильно возрастет плотность звука, его ровность, сустейн. Ну и цена, конечно, будет соответствующая.
Вывод: при выборе инструмента смотрите на свои собственные ощущения, на свои финансовые возможности, ну и, конечно, на аккуратность конкретного исполнения того или иного способа крепления грифа.

Основные геометрические параметры, характеризующие гриф, это форма его сечения, радиус накладки и толщина.
Про толщину сказать особо нечего — бывают тонкие, толстые и средние грифы, в зависимости от размере пальцев/ кисти, разные гитаристы предпочитают разную толщину грифов, кому что больше подходит.
Форма сечения грифа варьируется от полукруга, до более острого, приближающегося к латинской букве «V» профиля. Опять же — у кого какая кисть руки, все индивидуально.
Скажу пару слов про радиус накладки. Мнение, что рабочая поверхность грифа абсолютно плоская, оно не совсем верное. Конечно, существуют гитары, как правило сделанные на заказ (причем не для кого попало!), гриф которых абсолютно прямой, но это все же исключения. В большинстве же случаев, если смотреть на гриф с торца, можно обнаружить, что накладка слегка закруглена, т.е. представляет собой часть окружности с определенным радиусом. Соответственно, чем выше величина этого радиуса, тем более плоским является гриф. На хорошо закругленных грифах приятнее играть аккордами, а вот теппинг, бенды и прочие соло-выкрутасы удобнее выделывать на более плоских образцах. В целом, большинство производителей ориентируются на эти особенности, поэтому инструменты, предназначенные в основном для соло-гитаристов (сюда можно отнести большинство гитар с флойдом) выпускают гитары с более плоскими грифами. Например, у некоторых моделей Fender радиус закругления грифа составляет 7,25 дюйма, а у большинства «Джексонов» — целых 16 дюймов. На некоторых типах инструментов радиус закругления на вершине грифа может быть существенно ниже, чем радиус в месте крепления грифа к корпусу, что вполне объяснимо: аккордами мы играем все-таки ближе к голове грифа, а соло — ближе к корпусу гитары.

Рубрика: Детальки, Обо всем


Один ответ

  1. Критик:

    Б…, ну чему вы людей учите?! Мультирадиусный гриф имеет различие в радиусах у головки и у пятки грифа не для удобства! В первую очередь, поверхность приобретает коническую форму, и струны располагаюстя на одинаковой высоте на всем протяжении грифа. У дешевых гитар с фиксированным радиусом на всем грифе в районе 7-8 лада струны слишком близко прилегают к ладам. Поэтому, ослабляя анкер, СПЕЦИАЛЬНО, вы делаете щель у 7-8 лада, чтобы компенсировать этот недостаток. У мультирадиусных грифов анкер должен выпрямлять поверхность полностью, т.к. необходимость в компенсировании этого расстояния пропадает.

Высказаться по поводу Критик Гриф × Отменить

Реклама