Июл 21, 2009
Дерево
В данной заметке я не буду подробно останавливаться на свойствах различных типов древесины, применяемой для изготовления корпусов электрогитар, дам лишь краткий обзор. Такой подход обосную несколькими причинами: во-первых, самих сортов дерева и их различных сочетаний, использующихся в данном процессе, на сегодняшний день существует великое множество, и на многих экземплярах мне просто не доводилось играть. Во-вторых, ухо каждого отдельного человека слышит зачастую что-то свое, поэтому определенно говорить, что липа — это очень много середины и.т.п. на мой взгляд не совсем правильно: многие услышат в той же липе засилье высоких частот, к примеру. В третьих, определенные типы звукоснимателей просто «гасят» свойства материала (эта особенность присуща, в основном, активным датчикам), поэтому, в частности, в последнее время все более популярны становятся прозрачные гитары из оргстекла, гитары вообще без корпуса, как такового, про изделия фирмы Steinberger вообще молчу. Но утверждение, что тип дерева вообще не влияет на звук инструмента, оно в корне не верно: влияет, причем существенно, просто это влияние нужно слышать, а не читать про него.
Итак, какие функции выполняет древесина (т.е. сам материал, а не корпус, как таковой) в процессе звукоизвлечения? Функции отражателя звуковой волны, ее фильтра и резонатора. Нужно понимать, что датчики «ловят», как само колебание струны, так сказать «в чистом воздухе», так и отраженный от корпуса сигнал.
Понятно, что чем выше плотность материала, тем меньше звука он будет поглощать, а отражать, напротив, будет больше (отсюда, кстати, делаем вывод о влиянии толщины лакового покрытия на звуковую окраску инструмента). В тех же «Штейнбергерах», к примеру, коэффициент отражения от графита очень высок, т.е.звук будет очень резким, четким, «рубленным». Соответственно, мягкие сорта дерева будут очень много «пропускать через себя», придавая звучанию свои собственные оттенки, поглощая при этом лишь какую-то часть спектра. А способность дерева самостоятельно вибрировать под влиянием струны дает нам дополнительный сустейн (особенно характерно это проявляется при жестком креплении струн к корпусу). На гитарах же с флойдом, ситуация обратная — струны практически не контактируют физически с материалом корпуса, значимость того или иного сорта дерева при этом значительно нивелируется.
Опять же, не будем забывать о весе древесины, к примеру Gibson Les Paul — очень тяжелая гитара (да, есть отдельные облегченные модели, но в массе своей — тяжелые), но в данном случае хотя бы понятно, зачем вешать на себя такую тяжесть.
Продолжая тему про Les Paul, замечу, что данные изделия фирмы Gibson являются самыми известными инструментами, корпус которых выполнен из нескольких сортов древесины: верхняя часть (та, которая ближе к струнам — топ) выполнена из одной породы (в большинстве случаев — клен), а нижняя — из другой. В результате, получаем вполне уникальное звучание: материалы корпуса в каких-то случаях дополняют звуковую окраску друг друга, а в каких-то гасят некоторые частоты своего «соседа». При этом в усредненном варианте нижняя часть корпуса оказывает большее влияние на сустейн, а верхняя — на атаку.
Злые языки, кстати, утверждают, что одна из причин того, что Gibson, PRS и многие другие производители предпочитают кленовый топ, а не целиковый кленовый корпус, заключается в том, что добротный клен очень дорог, а данные инструменты и так дешевизной не отличаются.
Также встречаются ситуации, когда тот или иной производитель (Jackson, например) в эстетических целях накладывает на корпус в качестве топа лист шпона, иными словами — фанеры. Как нам известно из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, фанера — прекраснейший звукопроводник, т.е. особого влияния шпон на звучание гитары не оказывает.
Если же не брать разделение корпуса по схеме «топ – основа», а предположить, что корпус гитары представляет собой конструкцию из одной породы дерева, то можно заметить, что производитель (в том числе и брендовый) не всегда делает гитару из одного куска древесины. Справедливости ради заметим, что известные торговые марки не позволяют себе склеивать корпус инструмента более чем из двух составляющих, а вот китайцы — как получится. Если гитара имеет «натуральную» окраску, то по расположению древесных волокон можно легко посчитать количество «брусков», использованных при изготовлении необходимой конструкции. Хотя в целом, если эти бруски были нормально высушены/ обработаны/ состыкованы, то ничего страшного в подобном композите нет, опять же — нужно слушать инструмент.
Основные же породы древесины для производства корпусов, это разновидности липы, ольхи, ясеня, красного дерева (mahogany), клена, палисандра. Реже — ель, орех и.т.д. Причем нужно помнить, что двух совершенно одинаковых кусков древесины не бывает в принципе, а лакокрасочные и прочие покрытия (например, композитные) могут поменять окраску звука весьма радикально.
Свежие комментарии