I love Van Halen

Гитаризм.RU » Заметки » Настраиваем гитару » Переключение гитарных звукоснимателей


Переключение гитарных звукоснимателей

На электрогитарах устанавливаются, как правило, два или три звукоснимателя, реже — один или четыре. В ситуации с одним датчиком все понятно, только он и работает, переключать там нечего. А вот в случаях с несколькими звукоснимателями возможны варианты изменения звука гитары посредством их переключения/ комбинации. Также существуют виды гитар с переключателем вариаций для каждого датчика, но здесь мы их рассматривать не будем (в большинстве случаев, отдельный переключатель на каждый звукосниматель ставится для «отсечения» одной из катушек хамбаккера, таким образом достигается эффект сингла).

Итак, рассмотрим варианты инструментов с двумя и с тремя звукоснимателями. В качестве примера гитар с двумя датчиками возьмем Les Paul (не обязательно фирмы Gibson), и Stratocaster, где их, как известно, три. Сами варианты переключателей могут быть разными (как и варианты переключений), но принцип в подавляющем большинстве случаев один и тот же.
1. Les Paul
Что хорошо в «Лес Полах», так это то, что громкость (и тембр) каждого датчика регулируется индивидуально. Чем это хорошо? Приведем пример: ставим среднюю громкость на нековый звукосниматель, и максимальную на бриджевый — теперь вы можете играть ритм на неке, а когда захотите получить более резкое и громкое соло, просто переключаете тумблер в положение «бридж» и играете это свое соло, не регулируя никакие иные настройки.
На «Лес Полах» ставят переключатель, фиксирующийся в трех положениях: наверх, посередине и вниз. Соответственно, наверх — это нековый датчик, вниз — бриджевый, посередине — комбинация некового и бриджевого (не нужно думать, что звуковые качества звукоснимателей при этом тупо суммируются). Кстати, непосредственно на «Гибсонах» тумблер даже подписан, чтобы путаницы не было.
lespaul-t
Само-собой, никто не мешает самостоятельно перевернуть тумблер на 180 градусов, но, в основном, оно вот так.
Принцип большинства других трехпозиционных переключателей схож с «лесполовским»: наверх — нековый датчик, вниз — бриджевый.

2. Stratocaster
Второй из двух самых популярных переключателей гитарных датчиков — пятипозиционный. В частности, он установлен на всех стратокастерах, на характерном примере этого инструмента мы его и рассмотрим.
strat-switch-1
Итак, смотря на гитару сверху, имеем пять положений расположения переключателя, которые соответствуют следующей работе звукоснимателей:
1. Верхнее положение — нековый датчик.
2. Второе сверху — нековый и средний.
3. Среднее положение — средний.
4. Второе снизу — средний и бриджевый.
5. Нижнее — бриджевый.
В некоторых инструментах среднее положение переключателя соответствует работе всех звукоснимателей одновременно, но это редкость.
Понятно, что различные комбинации из трех звукоснимателей дают весьма широкое поле для экспериментов со звучанием.
Добавлю, что расположение переключателя именно на стратокастере (и подобных ему инструментах) не самое оптимальное: периодически при игре задевается и смещается ручка переключения (как правило — вниз), т.е. происходит непроизвольное приближение к звучанию бриджевого датчика.

***
Если же у вас нестандартный инструмент, а инструкция к нему отсутствует, то проверка текущей работы датчиков крайне проста: берете отвертку, и прикасаетесь к сердечнику звукоснимателя. Если этот конкретный датчик в настоящее время включен, то из динамика комбика вы услышите отчетливый щелчок.
А сердечник — это металлический фрагмент звукоснимателя, который выведен наружу. Он может быть в форме винта:
serd-1
Или в форме небольшого цилиндра:
serd-2

А возможен вариант, когда присутствует и то, и другое:
serd-3

Рубрика: Настраиваем гитару, Обо всем


3 Ответы

  1. Геннадий:

    Огромное спасибо за информацию. Давно хотел узнать как работают переключатели.

  2. Юрий:

    Плюсую!

  3. Logan:

    а как работают переключатели, если на страте 2 звукоснимателя и тоже 5-позиционный переключатель?

Высказаться по поводу Геннадий Переключение гитарных звукоснимателей × Отменить

Реклама