Сен 1, 2011
И не забываем про метроном!
Граждане, которые учатся играть на гитаре (как и те, которые считают, что уже умеют) частенько просто теряются, когда им начинает подыгрывать какой-либо другой музыкальный инструмент или бытовой агрегат типа CD-проигрывателя. Как правило, все эти неурядицы связаны только с одним — люди учились играть без привязки к заданному ритму, то есть без метронома. Многие, даже вполне вменяемые люди отчего-то на полном серьезе уверены, что их собственное, врожденное чувство ритма уникально в своей эталонности, развеять сей миф помогает только бездушная машинка, отбивающая свои холодные щелчки с заданной частотой не разбирая, у кого там уникальное чувство, а у кого просто неповторимое. Называется машинка эта — метроном, и в розничной продаже данный приборчик стоит вполне гуманно — как пара комплектов брэндовых струн, это если брать чего попроще.
Итак, зачем же нужно играть (или учиться играть) под метроном, ведь ритм на самом деле можно запросто выколачивать и при помощи ноги? Ну во-первых, метроном действительно налаживает чувство ритма, причем в исторически короткие сроки — сами не заметите, как буквально через пару месяцев упражнений ваша игра станет на порядок ровнее и, за счет этого, приятнее на слух. Можете для интереса даже попробовать записать себя сегодняшнего (при этом не стесняйтесь, исполните то произведение, которое, по вашему же мнению, вы умеете играть очень хорошо), чтобы потом сравнить. Если все сделать честно — то результат вправит мозги как следует!
Во-вторых, метроном позволяет не просто чувствовать ритм, но и следовать ему. Поясню: думаю, что многие хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда местная гитарная «звезда микрорайона» (с), исполняя очередной шедевр русского рока (или шансона) внезапно брала не тот аккорд и останавливалась в полном бессилии. Дальше, как правило, шли неискренние извинения и предложения «начать с начала»… Так вот, метроном совершенно незаметно учит не сбиваться с ритмического пути — то есть, даже если вы ошиблись при исполнении той или иной партии (а ошибаются все), вам не нужно будет «возвращаться назад» — вы просто включитесь в произведение с более позднего момента, что особенно актуально при игре в группе — остальным-то музыкантам зачем страдать из-за того, что вы там где-то что-то перепутали.
Далее. То, что «домашние гитаристы» зачастую слышат только себя — факт вполне известный. А кого им еще слушать/ слышать, если никто кроме них и не играет? Так вот, метроном дает возможность слышать других, при этом играя самому — то есть развивается координация, голова частично отключается от рук, вы не зацикливаетесь на чем-то одном, что прекрасно!
Ну и не стоит забывать о том, что метроном позволяет реально оценить свой собственный прогресс в игре, это, в частности, принципиально при наращивании скорости исполнения. Грубо говоря — вы уже полгода мучаете «Турецкий марш» Моцарта, по сравнению с самым началом репетиций ситуация поменялась радикально, но сильно ли вы продвинулись за последний, допустим, месяц, или происходит полусонное топтание на месте? С метрономом на руках такие вопросы не могут возникнуть в принципе: если в марте вы играли некий пассаж на скорости 100 ударов в минуту, а на начало мая уже пилите его же на 120-ти, то о чем тут спрашивать-то?!
А играть под метроном очень просто: устанавливаете комфортный для ваших рук ритм (комфортный — это когда все играется ровно и чисто) и начинаете музицировать: один щелчок метронома — одна нота; гитара и метроном звучат слитно, без каких-либо задержек во времени. Через некоторое время, когда все начнет хорошо (хорошо, а не «нормально»!) получаться — можно незначительно, ударов на пять-десять, повысить скорость. Ну и так далее…
***
Существует достаточно распространенное мнение о том, что, мол, играть без метронома — это впустую тратить свое время и нервы окружающих. Пожалуй не соглашусь — можно играть и без метронома; да, процесс обучения тогда не будет уже столь эффективным, но все же. Только вот со временем большинство адекватных людей, играющих на гитаре, хотят повысить уровень своего исполнения, а самый простой и доступный способ сделать качественный скачок в своей игре — это все равно занятия под метроном.
Свежие комментарии