I love Van Halen

Гитаризм.RU » Заметки » Обо всем » Все дороги ведут к блюзу. Ищем корни этой музыки


Все дороги ведут к блюзу. Ищем корни этой музыки

Говорят, что музыку этого жанра нельзя исполнять на корпоративных вечеринках, в богатых особняках и на круизных морских лайнерах. Атмосфера не та. Да там и говорить о блюзе не получится. А вот небольшая кухня, двор старенького дома или лодка на середине озера – как раз подходящие сцены, чтобы поведать всевышнему о своем наболевшем. Да, это тоска. Собственно так слово «blues» и переводится. Постараемся о нем узнать больше. И для начала окунемся во времена, после которых много воды утекло.
Немного географии и литературы.

То, что блюз является искусством афроамериканцев, которые были угнетаемы в Америке на протяжении нескольких веков, знают многие. Но США – страна большая. Где именно зародился этот жанр? Представьте территорию от Виргинии до Техаса (или взгляните на карту). Она в 19 веке была символическим «Хлопковым поясом». Да, именно потому, что сельское хозяйство здесь основывалось на выращивании хлопка. А это в свою очередь значит, что на полях трудились угнетаемые чернокожие рабочие. А как бы ни был тяжел труд, песня пусть косвенным образом, но способна его облегчить. И смешение ритуальных выкриков, просто коротких стишков и даже христианских песнопений (псалмов) в итоге родило особую музыкальную форму, ставшую знаменитой на весь мир.

Какие можно сделать выводы? Искренне играть блюз способен лишь тот, кто испытывает тяготы и хочет их исправить самым лучшим образом – через искусство. Вот об этом в частности и писал английский драматург Джордж Колман в своей комедии “Blue Devils” 18-го века – о тоске с легкими просветами. Возможно, именно это произведение и подарило название музыке.

…и просто обстоятельств из жизни

Что касается дальнейшего развития, то даже после того, как в 1863 рабство в США запретили на официальном уровне, многие трудяги продолжили работать на полях, другие пошли бродить по свету в поисках лучшей жизни. Владели музыкальными инструментами, а тем более гитарой, афроамериканцы действительно хорошо, чувство ритма у них в сердце. Поэтому люди путешествовали, зарабатывали своими выступлениями на выпивку и еду, шли дальше, продолжали делать эксперименты со своей этнической и чисто европейской музыкой. Но до 20-го века как такового блюза в сегодняшнем понимании не было, по крайней мере, он до конца не обособился. А в 1912 это наконец-то произошло полностью – прозвучал классический c 12-тью тактами “Dallas Blues” Харта Уэнда. До этой песни были другие схожие композиции, но не все их куплеты построены на тактовой дюжине, а это важно. И стоит сказать спасибо полезным возможностям Интернета – сегодня без проблем все могут соприкоснуться с истоками такого ценного явления в мире искусства.

Мы нашли точку отсчета – 1912 год. А дальше события начали разворачиваться очень быстро. Появлялись ансамбли, основой программы которых были именно 12-ти тактовые произведения жалостливо-ироничного характера. Стоит отметить интересный факт, что традиционный блюз не совсем то же, что классический. Первый исполняется вовсе без аккомпанемента. Но продолжим. Артисты подчас переставали быть бедными, их сочинения пользовались успехом. Так, в 1920 Америка услышала “Crazy Blues” от Мэми Смит и была в восторге. Надо сказать, что женский блюзовый вокал вообще стал тенденцией (модное слово – тренд) нескольких десятилетий. Такие имена как Мэмфис Минни, Ма Рэйни, Бэсси Смит, Ида Кокс были и продолжают оставаться по-настоящему знаковыми для музыкального мира.

Как именно можно охарактеризовать то, что происходило в 20-х и 30-х годах? Некоторые исследователи, например Д. Коллиер в книге «Становление джаза» говорит об этом просто, но очень точно: началось “…блюзовое безумие”. Утверждается, что доходило даже до смешного. Некоторые фирмы звукозаписи буквально без разбору подписывали контракты с афроамериканцами, которые исполняли совсем другую музыку, но согласно договору должны были играть блюз. Что ж, приходилось переучиваться.

Но на этом периоде, который вполне можно назвать женским, пока остановимся. Ведь к концу 30-х вновь все изменилось, приближались военные действия, а голоса королев блюза по тем или иным причинам звучали все реже. Даже легендарная Бэсси Смит после символического 33 года (1933, разумеется) больше не записывается, а в 1937 она скончалась после автокатастрофы.

А что было дальше? Началась эпоха новых героев и не за горами появление на сцене рок-н-ролла, обязанного своим появлением блюзу!

Рубрика: Обо всем


Высказаться про Все дороги ведут к блюзу. Ищем корни этой музыки

Реклама