Фев 13, 2013
Все дороги ведут к блюзу 2. Прямиком в 30-е и дальше по шоссе
Уважаемые читатели, продолжаем цикл статей про блюз. В предыдущей мы узнали о корнях этой музыки, о том, что “точкой кипения” послужила композиция Харта Уэнда “Dallas Blues”, о королевах этого жанра. Удалось выяснить, что в 30-х годах музыкальная мода резко устремилась в будущее – вот-вот настанет эпоха рок-н-ролла. Но и его корни тоже уходят в блюз. Сейчас объясним почему.
Стоит ли задавать вопрос о том, кто является “королем рок-н-ролла”? Но ведь Элвис не просто так взошел на престол. Он учился, брал пример с многих именитых музыкантов. Особое место занимает Роберт Лерой Джонсон. Поговаривают, что он не просто человек, а маг и волшебник гитары, который приобрел свои умения у самого дьявола. Не верите? А многие уверены, поэтому даже установили памятник в том месте, где это сделано – перекресток дорог 49 и 61 в Кларксдейле (Миссисипи). Даже больше – этому мифу или чистой правде посвящен легендарный фильм “Crossroads” (разумеется, что русское название – “Перекресток”), хотя рассказывается в нем не прямо о Роберте, а о юнце, живущем блюзом. Всем читающим статью стоит обязательно посмотреть картину. Не забудьте поделиться с нами своими впечатлениями, а если знаете и в России такие участки дорог – рассказывайте.
Итак, Роберт Джонсон. Прожил он недолгую жизнь – умер в возрасте 27 лет в 1938 году. Но не возраст главное, а наследие. Казалось бы, что 29 его композиций это не так много. Может, но когда каждая из них достойна пристального внимания – это сокровище. Критики отмечают, что его “Crossroad Blues”, “Come on my kitchen” и другие песни напрямую вдохновили самого Элвиса, Эрика Клэптона, Джека Уайта и многих других героев гитары, которые знают, что без блюза этот инструмент так бы не звучал.
Кстати, не упоминалось еще о том, что Роберт Джонсон и другие музыканты того времени относятся к исполнителям раннего блюза – дельта-блюза. О том, что он собой представляет, можно судить по сохранившимся записям. Отметим, что более поздний ритм-н-блюз, зародившийся во времена мировой войны, можно охарактеризовать как более профессиональный, в том плане, что использовались и используются высокотехнологичные инструменты, практически всегда выступает не один человек, а ансамбль, да и вообще, настала эпоха электрогитар. Но об этом потом.
Дельта-блюз особенный: для его исполнения важнее всего не техническая сторона, а желание, стремление выразить себя с помощью определенных принципов. Называется он так, потому что музыкальным “ядром” служила болотистая Дельта штата Миссисипи (не реки, а именно штата). Хочется еще рассказать о легендах Дельты, ведь среди них далеко не один Р.Л. Джонсон. Так, закадычные друзья Вилли Браун и Чарли Пэттон производили фурор на площадках. Чарли старше, он многому научил Вилли, да и вообще привнес немало инноваций. Именно он начал одним из первых настраивать гитару не стандартно, а выше, чтобы ноты верхнего регистра эффектно дополняли его голос, который, по отзывам очевидцев, спокойно доносился до точки, удаленной на 500 ярдов (примерно 420 метров, ну это так, к сведению) от сцены. Поэтому все ценители музыки фанк должны сказать спасибо именно Пэттону, ведь гитары в этом стиле настраиваются практически всегда таким образом.
Нельзя не сказать и то, что Пэттон и его соратники были совсем не требовательными, не искали дорогих способов, чтобы экспериментировать со звуком. В частности Чарли начал играть слайдом (скользил по струнам) обычным ножичком, бутылочным горлышком, самодельными жестянками. И, надо сказать, удавалось это ему не хуже, чем человеку, который вооружен фирменными аксессуарами. Да и звучание действительно получалось самобытным.
А что касается Брауна, то вот через него мы и приходим к Роберту Джонсону. Когда-то он ходил по пятам за Вилли и впитывал все основы блюза. Правды ради отметим, что Роберт поначалу не отличался талантом, он даже оставил (или сделал вид) музыкальную деятельность и прожил два года на юге. Но вернувшись, он поразил Брауна своим неподражаемым мастерством. Только представьте, каким оно было, если даже именитые блюзмены не исключали, что сделка с дьяволом имела место быть.
Мы не можем не упомянуть имена других людей, многое сделавших для Дельта-блюза. К ним относятся Вилли Смит, Джон Херт Миссисипи, Джон ли Хукер, Мадди Уотерс и десятки других личностей, чьи сочинения гремели и продолжают оставаться в памяти или, к сожалению, начали подзабываться.
Ну а то, что дальше на сцену выходит ритм-н-блюз мы упоминали, он требует отельного изучения.
Свежие комментарии