Апр 15, 2013
Neil Young and Crazy Horse. «Americana»
Нил Янг прославился как рок-музыкант с огромным творческим богатством: более двух десятков сольных студийных альбомов, три с легендарной группой Buffalo Springfield и уже десять с не менее легендарным коллективом Crazy Horse. И это далеко не все.
Что касается летней пластинки «Americana» 2012 года, то она, во-первых, долгожданная (с 2003 не было совместных альбомов с Crazy Horse), а во-вторых, благодаря ей появилась еще 2-х дисковая работа «Psychedelic Pill». Все дело в том, как создавалась «Американская жизнь» (слово “americana” примерно так и переводится) исключительно в полнолуние, о чем признался гитарист Фрэнк Сампедро. В итоге, потребовалось полгода на скрупулезную запись всех композиций. Но, что вполне естественно, музыканты нередко импровизировали в свое удовольствие, и эти джем-сейшны и стали частью второго альбома 2012 года. Итак, нас порадовали двумя пластинками: «Americana» математически “построена”, а «Psychedelic Pill» спонтанна. Но сейчас остановимся на первой.
В первую очередь обращается внимание на народность, это взгляд не только на современную Америку, а на ее историю и культуру. Обложка изображает известную в США иллюстрацию – вожди индейцев на машине. Только лица у вождей не родные, а музыкантов Crazy Horse и Нила. Взглянув же на треклист, сразу становится ясно, что и песни присутствуют фольклорные. К ним относятся «Clementine», «Tom Dula», «Gallows Pole», «Travel On», «Jesus’ Chariot», «Wayfarin’ Stranger». Да и остальные не сочинены Янгом, а принадлежат композиторам Томасу Арну (знаменитая «God Save the Queen»), Стивену Фостеру («Oh Susannah»), а также музыкантам, игравшим блюз и кантри в 20-м веке – Вуди Гатри («This Land Is Your Land»), группе The Silhouettes («Get a Job») и Билли Эдд Уилеру («High Flyin’ Bird»).
Благодаря такому, прямо скажем, необычному, но логичному выбору создается совершенно уникальная атмосфера, словно стоишь на одной из вершин Скалистых гор и обозреваешь историю этой далекой страны. А своеобразная несколько шумная и не всегда гармоничная музыка, лаконичный и жесткий вокал, нередко сопровождаемый хором, в том числе и женским, даже скорее церковным, («Ton Dula», «Gallows Pole», например), превращают образы в реальность. Вот из Алабамы едет на встречу к любимой молодой и удалой человек с банджо; афроамериканец ищет работу; предстает само ее Величество. Всего же несколько десятков различных сцен простых и посложнее можно узреть во время прослушивания этого альбома. 11 песен – большой простор для воображения.
Для полной ясности стоит сказать, что и аранжировка многих композиций сохранена оригинальная, лишь к некоторым приложили руку товарищи Нила и он сам. Но всегда отчетливо слышна перегруженная гитара, она неизменно на первом плане. Звучит традиционно – не замылено чисто, а шероховато, пыльно, приятно грязно. Впрочем, аналогично можно сказать и о ритме ударной установки и баса. А вот вокал хора, о котором упоминалось выше, удачно контрастирует. Благодаря этим решениям (пусть и не новым) от Нила Янга и Crazy Horse создается впечатление, что слушаешь винил.
Что касается общих оценок, то многие западные источники не приняли такое творчество этого коллектива, но мы подобного сказать не можем, все-таки «Americana» дает возможность избавиться от стереотипов о той самой американской жизни и просто прочувствовать неголливудскую атмосферу страны, сложную и простую одновременно. Может в этом ошибка пластинки, а может и вся прелесть…
Свежие комментарии