Апр 16, 2013
История легендарных гитар. Fender Stratocaster
В предыдущей статье мы уже познакомились с одной из величайших электрогитар мира от фирмы Fender – Telecaster. Теперь же поговорим о ее “сестре”, которая произвела еще одну революцию в мире музыки. Как многие, наверняка, уже догадались, речь пойдет об инструменте Fender Stratocaster.
Появление знаменитой гитары
В период расцвета Телекастера популярность приобрело одно примечательное устройство, разработанное музыкальным дизайнером Полом Бигсби – подпружиненное тремоло, предназначенное для сдвига нот вниз или вверх. Многие музыканты, игравшие на Telecaster, охотно пользовались системой Bigsby. Такое развитие событий навело Лео Фендера на мысль создать новинку, изначально оснащенную данным устройством, но не модернизированный Телекастер, а свежую модель гитары, которую в результате назвали Стратокастером. Выпущен был первый Stratocaster в 1954 году, в его разработке участвовал сам Фендер, а также двое его коллег – Джордж Фуллертон и Фредди Таверес.
Эта гитара удивительным образом объединила в себе характеристики Телекастера и формы электрического баса Fender Precision Bass, выпущенного в 1951 году. Получив разного рода усовершенствования, Стратокастер возник перед любителями музыки в великолепном облике и не заставил долго ждать своей славы. Будучи более дорогим инструментом, он не сместил в сторону своего предшественника, а встал с ним на один пьедестал.
Внешний вид легендарного инструмента
Итак, цельный корпус электрогитары Fender Stratocaster изначально изготавливался из ясеня, а в 1956 году в производство пустили и ольху. Он приобрел эргономические характеристики, иначе говоря, зону отдыха руки и заднюю часть корпуса создатели сделали скошенными, чтобы инструмент лучше прилегал к телу музыканта. Гриф, также как и у Fender Telecaster, цельный, из клена, крепится на 4 винта. Вся электроника располагается под однослойной фигуристой накладкой, фиксирующейся 8-ю винтами.
Звуковые характеристики Stratocaster
При изготовлении Стратокастера Лео Фендер впервые использовал три сингловых звукоснимателя, расположены они в трех позициях: бридж, мидл и нек. Переключатель датчиков имел 3 положения, соответственно каждой из позиций. Отметим, что позже он был дополнен еще 2-мя – средними. Однако некоторые музыканты даже до его модернизации обнаружили возможность устанавливать переключатель в промежутке между бриджем и мидлом или мидлом и неком.
Такая модель звукоснимателей уже была использована компанией Gibson для своей гитары ES-5, однако у Fender они оказались более компактными. Благодаря этому решению инструмент приобрел новое универсально звучание. Бриджевый датчик отлично подходит для ритм-партий, нековый – идеален для соло, а мидл – средняя позиция – гармонично сочетает в себе преимущества того и другого. Можно предположить, сколько интересных звучаний объединяет в себе Stratocaster, особенно если взять во внимание промежуточные положения.
Новинка исторического значения
Главная особенность этого инструмента заключалась в его синхронизированном тремоло. Если сказать проще, в рычажке, вмонтированном в машинку, с помощью которого можно было сдвигать ноты вверх или вниз, создавая эффект вибрато. Кстати именно это слово является более точным определение данного приема. Вибрато – это периодические изменения тембра, высоты или громкости музыкальных звуков. Можно осуществить путем подергивания пальца, крепко прижатого к струне. Тремоло же, в свою очередь, это быстрое многократное повторение одного звука или чередование нескольких. Один из вариантов воспроизведения – короткие быстрые движения медиатора вниз-вверх. Так или иначе, но для обозначения устройства, создающего эффект вибрато, стали использовать термин “тремоло”.
Несколько слов напоследок
С годами некоторые характеристики Стратокастера менялись, это уже упомянутый переключатель датчиков, да и сами датчики. Стали появляться линейки, где вместо бриджевого сингла устанавливался хамбакер, модели с двумя хамбакерами. Кроме того, вместо цельного грифа стали изготавливать грифы с накладками.
Fender Stratocaster неоднократно переживал периоды большой популярности и ее потери, однако благодаря Бадди Холли и Джими Хендриксу – ярым поклонникам этой гитары, а также многим другим известным музыкантам, данный инструмент сегодня достойно пользуется высоким спросом.
Свежие комментарии