I love Van Halen

Гитаризм.RU » Заметки » Новости » Токийский международный кинофестиваль


Токийский международный кинофестиваль

Токийского международного кинофестиваля есть, по-моему, все шансы составить в будущем серьезную и честную конкуренцию самым престижным кинофорумам из тех двухсот, что ежегодно устраиваются в самых разных странах мира.

Во-первых, у него своя, четкая и вполне жизнеспособная концепция, концепция представительной международной встречи кинематографистов, главная цель которой состоит в выявлении и поддержке наиболее плодотворных тенденций в мировом кино, обогащающих искусство экрана. Последнее выяснилось не сразу. Когда в 1985 году Токийский кинофестиваль состоялся впервые, кое-кому показалось, будто его организаторы озабочены намерением создать в Азиатском регионе своего рода альтернативу Ташкентскому смотру, переманив к себе значительную часть его постоянных участников. Сегодня уже окончательно ясно, что намерений таких не было. Фестиваль с самого начала замышлялся не как региональный, а именно как международный, с участием всех крупных кинематографий независимо от их географической принадлежности.

Далее, Токийский фестиваль пытается оказать реальную помощь молодым художникам, чья самостоятельная творческая биография только начинается. Не просто ободрить и воодушевить их морально, отметив дебют или одну из первых лент, но и дать им возможность продолжить работу в кинематографе, освободив от существенной доли материальных забот: победители конкурса «Молодое кино», учрежденного на фестивале, получают призы «Золотая сакура» и «Серебряная сакура» вместе с чеками на сумму 140 и 70 тысяч долларов соответственно, с условием, что эти средства будут истрачены призерами на их следующие постановки. Понятно, что при нынешней дороговизне кинопроизводства этих денег может хватить только на сравнительно скромные проекты или на их частичное финансирование. Но как бы там ни было, мало какой фестиваль в мире выступает столь щедрым, бескорыстным продюсером молодых талантов.

Наконец, прогнозируя рост престижа Токийского фестиваля, я держу в уме и то обстоятельство, что он проходит в стране, занимающей самые передовые позиции в мире в области технического прогресса. Спору нет, между совершенствованием технологии кинематографа и обогащением его эстетики прямой связи не существует. Но все же, надо полагать, новые технические средства (некоторые из них уже на подходе, о чем чуть ниже) со временем не только расширяют художественный арсенал экрана, но и, по всей вероятности, вызовут настоящую революцию в кинематографии. Необязательно быть специалистом, чтобы понять: эти средства появятся прежде всего в Японии, и знакомство с ними представляет для людей, работающих в кино, пожалуй, не меньший интерес, чем возможность посмотреть в фестивальной программе новый фильм знаменитого режиссера или известную классическую ленту.

Разумеется, и такая возможность гостям и участникам Токийского фестиваля-89 была предоставлена: в течение десяти дней на фестивальных экранах демонстрировалось в общей сложности 133 фильма, представлявших кинематографии 37 стран.

Устроителям смотра удалось выдержать достаточно высокий общий уровень основных и параллельных программ, хотя ошеломляющих откровений и сенсационных премьер на фестивале не было. А много ли их было в Канне, Москве или Венеции в прошлом году? Не случайно, наверное, в серьезных критических обзорах по итогам крупнейших мировых кинофорумов в последнее время все чаще встречаются выражения «всеобщая усталость», «однообразие и повторяемость сюжетов», «исчерпанность традиционной эстетики». Грустные, горькие, но, увы, чаще всего справедливые оценки… Действительно, складывается впечатление, что на пороге третьего тысячелетия, в канун столетнего юбилея киноискусство споткнулось, и в его развитии наступила продолжительная пауза, которая неизвестно еще когда кончится. Но не может же она длиться бесконечно!.. В дни Токийского фестиваля Акира Куросава встретился с журналистами на специальной, для него одного устроенной пресс-конференции. На мой вопрос, что он думает о будущем кино как искусстве, режиссер ответил примерно так: «Кино еще очень молодо, и — как искусство — оно успело пройти лишь малую часть своего исторического пути, который, несомненно, продолжится и обещает многое». Казалось бы, оптимизм живого классика выглядит не слишком реалистично на фоне кризисных явлений в кинематографе, о котором сегодня больше говорят как об индустрии развлечений, а не как о художественном творчестве. Но очень хочется верить, что и нынешний спад будет преодолен. Иначе — зачем все это? Многолюдные фестивали, жаркие дискуссии о киноискусстве, тысячи и тысячи одаренных мужчин и женщин разных стран, для которых кино — их жизнь и судьба… Для чего тогда Куросава, усталый триумфатор, снова выходит на съемочную площадку? В нынешнем году ему исполняется 80 лет, и к этому времени должен появиться его новый фильм «Сны»…

А за стенами помещения, где проходила упомянутая встреча, в нескольких прекрасно оборудованных залах новенького, с иголочки, киноконцертного комплекса «Банкамура» (он открылся всего за месяц до начала фестиваля) с утра до вечера светились экраны — и пусть не часто, но все же можно было увидеть там ленту, вселяющую не тревогу, а надежду относительно будущего кино. Такую, к примеру, как «То лето белых роз» молодого, но уже пользующегося широкой известностью и у себя на родине, и за рубежом югославского режиссера Райко Грлича, выпускника пражской ФАМУ, лауреата нескольких национальных и международных премий. В своей новой работе — с участием Тома Конти и Рода Стайгера — Грлич обратился к традиционному для кино Югославии материалу: действие картины происходит во время второй мировой войны, в центре повествования — судьба обыкновенного человека, случайно вовлеченного в кровавый круговорот вооруженной борьбы. Начинаясь как частная, развивающаяся с нарочитой неторопливостью и не обещающая неожиданных поворотов история, картина постепенно все больше и больше захватывает силой внутреннего драматизма, искренних человеческих переживаний и в итоге выходит на уровень серьезного философского раздумья, когда главный герой оказывается перед необходимостью трудного морального выбора.

В ряду других примечательных фильмов основного конкурса нужно назвать «Жизнь и ничего кроме» (Франция) Бертрана Тавернье, изящное и, как всегда у этого режиссера, безупречное по своему изобразительному решению ретро с двумя великолепными актерскими работами Филиппа Нуаре и Сабины Аземы; ироничную и немного грустную семейную историю, оригинально трактующую вечную тему взаимоотношений отцов и детей, «Родительство» тридцатипятилетнего вундеркинда американского кинематографа Рона Ховарда, успешно дебютировавшего в возрасте немногим за двадцать и снискавшего международную популярность после громкого успеха фантастической комедии «Кокон» (1985); драматический рассказ о бесчеловечной практике апартеида в ЮАР — «Светлое сухое время года» (США), второй полнометражный фильм уроженки Мартиники Юзан Пал-си, чья предыдущая работа «Улица красных хижин» лет пять назад получила на Венецианском фестивале «Серебряного льва» за режиссуру и номинацию на премию «Сезар»; несколько замысловатую, маньеристскую, но сделанную отнюдь не холодными руками картину «Изольда» (Дания, режиссер Ютта Рекс), сюжетная канва которой заимствована из средневековой легенды о Тристане и Изольде и спроецирована на сегодняшнюю европейскую действительность.

Широкий тематический, жанровый, стилистический спектр и информационная насыщенность — вот, пожалуй, главная характеристика конкурса «Молодое кино» и внеконкурсного показа (семь параллельных программ) Токийского международного киносмотра 1989 года. Зрителям предлагались фильмы едва ли не на любой — как изысканный, так и усредненный — вкус, от снятого в неспешной, повествовательной манере социально-психологического киноромана «А. Ун» режиссера Ясуо Фурухаты до динамичного, захватывающего полицейского боевика Ридли Скотта «Черный дождь» (США); от биографической дебютной ленты Бруно Нюттена «Камилла Клодель» (Франция), рассказывающей о жизни известного французского скульптора, современницы Родена, до последней по времени главы из бесконечных приключений агента 007 «Лицензия на убийство» (Великобритания, режиссер Джон Глен); от романтической комедии о наших современниках — «Когда Гарри встретил Салли» (США, режиссер Роб Райнер) — до еще одного эпического полотна Людмила Стайкова о трагических событиях болгарской национальной истории, происходивших в XVII веке,— «Время насилия» (Болгария).

Помимо просмотров, фестивальные будни включали и серию мероприятий, рассчитанных в основном на профессионалов, в частности международный киносимпозиум «Токио, 1989», симпозиум по авторским правам на аудиовизуальную продукцию и симпозиум «Новая технология передачи изображения с использованием телевидения высокой четкости». О последнем стоит сказать несколько слов.

Дело в том, что в ближайшие 10—15 лет, а быть может, и раньше, кинематограф и телевидение должны пережить революцию, которая, видимо, превзойдет по своим последствиям те радикальные перемены, которые принесли в свое время появление звука и цвета в кино и цветное телевидение. В течение почти двух десятилетий в разных странах велись исследования и разработки с целью создания принципиально новой системы записи и передачи изображений, обеспечивающих повышенную четкость (ТВВЧ); похоже, что на сегодняшний день японская корпорация Эн-Эйч-Кей первой приблизилась к результатам, имеющим практическую значимость.

Представьте себе кинотеатр весьма отдаленного будущего, в котором есть только огромный телеэкран, на который по кабелю, со спутника или даже через обычный ретранслятор передается изображение, по своим характеристикам ничуть не уступающее классической проекции. Не нужно ни тиражировать, ни доставлять копии, не нужен и кинопроекционный аппарат. Но это еще не все. Технология «Хайвижн» (развертка изображения на 1125 строк в отличие от наиболее распространенного сейчас стандарта 525 строк) позволяет уже сегодня, сняв изображение на магнитную ленту, перевести его на обычную кинопленку практически без потерь. Стало быть, можно снимать игровую картину видеокамерой. От начала до конца. Тут же контролируя отснятый материал. А возможность спецэффектов при работе с видеозаписью? А сокращение расходов на студиях, в прокатной сети? А новое поколение видеомагнитофонов (сегодня они обычно обеспечивают четкость не выше 250 строк)? Телевидение высокой четкости открывает новые горизонты аудиовизуальной культуры, и когда представляешь их хотя бы приблизительно, дух захватывает.

На семинаре по ТВВЧ в Токио демонстрировался фильм «Вдали от дома», снятый по новой технологии, и каждый, кто его посмотрел, думаю, не усомнится в реальности новых перспектив кино и телевидения… В настоящее время в Японии ведутся приготовления к началу регулярных телепередач по системе «Хайвижн» с использованием специального спутника, который должен быть запущен еще в этом году.

Четкость, продуманность, основательность, ощутимая и в мелочах, и в главном,— таковы характерные качества Токийского фестиваля, если брать его организационный аспект. Не слишком многочисленный, но квалифицированный штатный персонал, которому помогали около 500 добровольцев, не получавших за свой труд никакой оплаты, обеспечивали слаженную работу всех служб. Сводный каталог на английском и японском языках, выпущенный до начала фестиваля, содержал не только исчерпывающе полную информацию о всех лентах, включенных в каждую из программ, расписание просмотров, но и кадры из фильмов, фотографии режиссеров, полезные дополнительные сведения. Простите меня, коллеги из «Совинтерфеста», мне известны скромные ваши возможности, но, взяв в руки этот отлично отпечатанный на мелованной бумаге 120-страничный том и вспомнив те тощие, самозакрывающиеся и с трудом раскрывающиеся брошюрки с невнятными аннотациями, которые обычно раздают на Московском фестивале под видом каталогов, я не мог подавить в себе чувство стыда и обиды…

Основательность организации смотра проявилась и в подборе состава двух международных жюри — основного конкурса и конкурса молодых: первое возглавлял Ив Монтан, второе Санди Либерсон, известный американский продюсер, у которого в «послужном списке» значатся «Малер», «Комната с видом», «Миссия», «Однажды в Америке» и ряд других громких названий; в число арбитров входили режиссеры Тео Ангелопулос (Греция), Вю Тьенмин (КНР), Хельма Сандерс-Брамс (ФРГ), Сусуми Хани (Япония), Никита Михалков (СССР), видные представители актерской профессии, кинокритики. Вот выдержка из их вердикта:

  • «Гран-при» фестиваля фильму «То лето белых роз» (Югославия), режиссер Райко Грлич;
  • специальный приз жюри (вторая по значимости награда.— Н. С.) фильму «Интердевочка» (СССР), режиссер Петр Тодоровский;
  • приз за лучшую женскую роль Елене Яковлевой («Интердевочка»);
  • приз за лучшую мужскую роль Марлону Брандо («Светлое сухое время года»).

По конкурсу «Молодое кино»:

  • приз «Золотая сакура» режиссеру Индриссу Уэдраго за фильм «Старушка» (Франция — Швейцария);
  • приз «Серебряная сакура» режиссеру Суниси Нагасаки за фильм «Очарование» (Япония).

Итак, наша делегация увезла на Родину два очень весомых приза одного из престижных мировых киносмотров, популярность которого, по единодушным оценкам прессы, в 1989 году заметно возросла. Авторитет любого фестиваля складывается из многих факторов; что касается Токийского международного, то его основной успешный итог на сегодня видится мне в обретении своего лица, собственного места на кинокарте планеты и хорошей рабочей формы. Для кинофестиваля с коротким, всего четыре года, стажем — немало.

Николай Савицкий

Рубрика: Новости


Высказаться про Токийский международный кинофестиваль

Реклама