Авг 11, 2009
Мировые лидеры гитаростроения
Существует порядка трех десятков гитарных брендов, каждый из которых может по праву гордиться тем, что именно их продукцию предпочитают использовать в своем творчестве настоящие рок-звезды. Однако, если говорить именно о массовом признании, то здесь мы наблюдаем ситуацию, при которой весьма ограниченное количество фирм (их можно пересчитать на пальцах одной руки) оставляют позади с огромным отрывом всех остальных. В первую очередь мы говорим о безоговорочных лидерах – Gibson и Fender, которые в свое время реально перевернули представление о гитарах. С момента выхода в свет таких инструментов, как Fender Stratocaster и Gibson Les Paul прошло уже более полувека, а данные электрогитары практически не изменились, что не мешает (а зачастую и помогает) им очаровывать все большее и большее количество людей. Причем состоявшейся гитарист, вне зависимости от пристрастий к той или иной марке, как правило, предпочитает иметь в своем арсенале и «Гибсон» и «Фендер». Дела обоих этих монстров гитарного производства идут настолько хорошо, что они позволяют себе даже покупать другие гитарные бренды, причем весьма раскрученные. Так, например, корпорации Fender принадлежат такие торговые марки, как Jackson, Charvel, Guild, Gretsch (!), а «Гибсону», соответственно, Kramer, Epiphone, Steinberger и.т.д.
А вот почетное третье место на сегодняшний день занимает, пожалуй, японская компания «Хошино Гакки». Ну в смысле гитары Ibanez – это их торговая марка, как и, например, торговая марка Tama (ударные инструменты). Причем, что удивительно, несмотря на более чем столетнюю историю фирмы, прорыв в первый эшелон производителей электрогитар у «Ибанеза» произошел где-то в середине 80-х годов. Данное событие связывают, в первую очередь, с именем Стива Вая, что конечно справедливо, но лишь отчасти – Вай это вершина айсберга. Судите сами: к тому моменту наш герой уже поиграл (и как!) в группе Фрэнка Заппы, записал пару сольных альбомов и присоединился к группе Дэвида Ли Рота, т.е. в общественном сознании некоторым образом заменил Эдди Ван Халена рядом с «Даймондовым Дэйвом». Такого человека сложно завлечь банальными деньгами или простой серийной гитаркой, здесь нужно что-то более серьезное…
Выше мы уже обмолвились о том, что лидеры отрасли (в лице Fender и Gibson) во многом были обязаны своему успеху достаточно консервативной политикой, как маркетинга, так и производства, а Ibanez решили пойти по совершенно другому пути: абсолютно никаких ограничений ни в конструкции гитары, ни в компонентах, ни в цветовых решениях. Тот же Вай в те года использовал полусамодельный инструмент, на основе старого «Червела», причем (как он сам неоднократно подчеркивал в интервью) многие фирмы присылали ему свои электрогитары, так сказать, «на пробу», но в большинстве своем это были «всего лишь» серийные инструменты, хотя и весьма высокого качества. «Ибанез» же выполнили спецзаказ Стива с детальной точностью, до чего ни у кого так руки и не дошли, а вдобавок еще и раскрасили корпус под змеиную кожу, для узнаваемости. Понятно, что такой подход не мог не понравиться, и эндорсерство Вая стало лишь делом времени. Более того, Стив в скором будущем буквально приволок на фабрику своего друга и, в некотором смысле, учителя Джо Сатриани, чтобы попробовать некоторые модели… Ну что же, а мы теперь можем попробовать не только именные модели Стива Вая, но и именные модели Джо Сатриани! Кстати, идея сделать в корпусе гитары вырез в форме рукоятки, чтобы таскать инструмент, как портфель, принадлежит непосредственно Ваю.
С началом 90-х годов классический рок отошел на второй план, а вперед вырвались мрачные гранжеры (Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice in chains и др.), которые предпочитали использовать в своем творчестве все что угодно, кроме «Ибанезов». Стремительный взлет продукции «Хошино Гакки» несколько приостановился – семиструнные гитары (опять же – привет Стиву Ваю!) с хамбаккером в бридже и двусторонней качалкой остались за бортом модных течений. Теперь в топе были инструменты в стиле «ретро», и ответом Ibanez эпохе гранжа стала серия Talman – с одной стороны новая модель, а с другой – типичный представитель стиля «привет шестидесятые». Кстати, на основе «Талмана» выполнена и именная гитара Нудлза из Offspring, на которой он играет и по сей день.
Ну а в конце 90-х новую жизнь электрогитарам Ibanez придали Хэд и Манки из Korn – парни искали новое сверхтяжелое звучание, а семиструнные гитары рискуют производить (не только производить, но и запускать в массовую продажу) далеко не все. Теперь в продаже появились и именные семиструнки Манки…
Опять же, не будем забывать, что, в отличии от того же «Гибсона», Ibanez не стесняются выпускать под своей торговой маркой и крайне бюджетные гитары – буквально за сто долларов. Так что, если посмотреть внимательно, то успех «Ибанеза» вполне логичен, ну а что им сопутствовала удача – так куда без нее! Такими темпами через пять-десять лет можно будет уже с полной уверенностью заявить, что в гитарном мире есть Fender, Gibson, Ibanez и все остальные.
А как же ESP? Ведь для многих есть Gibson и ESP. Ещё есть отдельно фендер, потом ibanez, а потом уже все остальное..
Для кого-то вообще есть только Music Man или только Gretsch, только это не аргумент. Лидеров области (лидеры — это те, кто в итоге продает больше других) ровно трое. А в России так вообще всего лишь один гитарный лидер, Ibanez его фамилия…