Ноя 1, 2009
Годы нирваны
Первая половина девяностых, американские чарты практически полностью оккупированы рокерами разного калибра – даже странно как-то с позиций сегодняшнего дня наблюдать в сетке хит-парада в качестве соседей такие коллективы, как Guns N’Roses, Extreme, Red Hot Chili Peppers, Van Halen, Metallica, Aerosmith, Black Crowes, Warrant и пр.
А ведь все это было, эти группы году так в 91-92 реально боролись друг с другом за целевую аудиторию! Более того, всякие Эм-Си Хаммеры широкой публике тогда уже изрядно поднадоели, Мэрайа Кэрри только начинала петь, чернокожий соул еще не был переименован в R’N’B и не встал на промышленные рельсы (количество голосистых, но совершенно одинаковых негритянских исполнителей не превышало некую критическую отметку), а инкубатор по выращиванию всяких мальчиковых и девчачьих групп только строился. Иными словами, в те стародавние времена на вершине пирамиды шоу-бизнеса еще находился сам артист, а не его продюсер.
И вот появляется Nirvana с альбомом “Nevermind” и просто засовывает себе за пояс всех конкурентов и соратников по цеху! Существует даже весьма популярное мнение, что такие команды, как Pearl Jam, Soundgarden, Alice in Chains и др. вообще не познали бы народной славы, не появись так вовремя Nirvana. О том, «чтобы было, если…» спорить можно годами и ни к чему толковому так и не прийти, но интересно другое: практически сразу после выхода Nevermind «Нирване» были присвоены ярлыки икон рока и, разумеется, невиданных ранее музыкальных реформаторов. Но буквально спустя два года выходит альбом «In Utero», который уже никакого ажиотажа в массах не вызывает, хотя и достойно продается. Затем Кобейн уходит из жизни, всплеск интереса к творчеству покойного музыканта вследствие этого события резко возрастает, а тут еще в качестве реквиема выпускается «MTV Unplugged in New York» – «живой» акустический альбом.
И как-то так уж получилось (с позиции 2009 года это достаточно очевидно), что этот вот концертный диск и является в общественном сознании главной нирвановской записью всех времен. Причем на альбоме не представлены основные боевики группы – “Smells Like Teen Spirit”, “Rape Me”, “Lithium”, “Heart-Shaped Box” и прочие, их место с успехом заняли “About a Girl” (многие «поклонники» коллектива на тот момент даже и не догадывались, что у их кумиров выходила в 89-м году пластинка Bleach, а на ней была такая милая песенка), перепевка старинного хита Дэвида Боуи “The Man who Sold the World”, совсем неагрессивная версия “Pennyroyal Tea” и т.д.
Т.к. запись выступления производило MTV, оно же и обеспечивало серьезную ротацию этих песен в эфире. Именно на 94-96 года и пришелся пик популярности «Нирваны» и всего, связанного с ней. Тогда же Дейв Гроль основал свои Foo Fighters (куда вошел и Пэт Смир, игравший на гитаре в нирвановском анплагде) и сменил ударную установку на гитару. Слушая дебютный альбом FF понимаешь, что если бы не истерия с “наследием Nirvana”, то Гролю сотоварищи еще долго пришлось бы обивать пороги звукозаписывающих компаний – такие невнятные композиции далеко не каждый «независимый лейбл» рискнет выпустить, не то, что Capitol Records.
Но за каждым подъемом неизбежно следует спад, а поддерживать массовый интерес к т.н. гранджу уже было некому: Soundgarden распались, у солиста Alice in Chains в то время были серьезнейшие проблемы с наркотиками – не до музыки тут, Pearl Jam ввязались в судебную тяжбу с Ticketmaster и не имели возможности постоянно мелькать по ТВ, а у «Нирваны» просто не оказалось запаса прочности. Это ведь только The Beatles могут до сих пор издавать по четыре коммерчески успешных сборника в год – на то они и «Битлз»! Что интересно, первой, кто сориентировался в падении нирвановских активов была вдова Кобейна – Кортни Лав, которая в конце 90-х весьма прибыльно избавилась от притязаний на наследство бывшего супруга. Ну а знамя альтернативы достаточно оперативно подхватили не слишком одаренные Limp Bizkit, Korn, Linkin Park и другие группы подобного толка – времена поменялись, поменялась и альтернатива.
«Нирване» же, вне зависимости от симпатий/ антипатий к их творчеству, можно сказать спасибо хотя бы за то, что они избавили шоу-бизнес на десять-пятнадцать лет от «рока парикмахеров», который вернулся в большую игру только в середине двухтысячных, да и то несколько видоизмененным: лакированным начесам на голове теперь предпочитают покраску челки в розовый.
А «MTV Unplugged in New York» со скромнягой Кобейном в образе преподавателя античной поэзии в провинциальном колледже, что характерно, прекрасно смотрится и слушается и по сей день.
Завидую людям, которым посчастливилось побывать на их концертах.