Июл 15, 2009
Датчики (звукосниматели)
Сам по себе звукосниматель представляет из себя коробочку, внутри которой находится магнит, обмотанный проволокой. Такое устройство позволяет передавать колебание струны на другое устройство — например, на усилитель (за подробностями — добро пожаловать в мир школьного курса физики, класс этак девятый где-то). Датчики разделяются по типу и месту расположения на корпусе инструмента.
Сначала поговорим о типе звукоснимателей (прим. — в данной заметке речь ведется исключительно о пассивных датчиках, об активной электронике — разговор отдельный).
Как уже говорилось в разделе «Термины», существуют два вида датчиков: синглы и хамбаккеры.
Сингл, он внешне тонкий, вот он:
А хамбаккер, соответственно, в два раза пошире (вариант с никелированной крышкой):
Или так (нет, это не два сингла):
Теперь перейдем от внешних различий к звуковым.
В двух словах: у сингла более «тонкий» звук, больше «стекла» (кто любит блюз – понимает, о чем это). Хамбаккер же обладает более плотным и объемным звуком. Разумеется, эти качества очевидны не только на чистом канале, при перегрузе они просто трансформируются, сохраняя при этом свою сущность. Именно поэтому при игре в «тяжелых» стилях подавляющее большинство предпочитает хамбаккеры.
Ну и пару слов о проблеме недорогих синглов (ими, к слову, комплектуются практически все бюджетные гитары с синглами). Они фонят. Причем бывает, что фонят сильно. Ходит много баек, как синглы на гитарах даже достаточно известных музыкантов во время концерта не просто фонили, а транслировали радио в паузах между песнями, если гитарист забывал вырубать звук инструмента.
Неоднократно натыкался в сети на советы по экранированию датчиков при помощи фольги, кто-то вообще на полном серьезе предлагал на звукосниматель емкость припаять…
Я же поборол это крайне простым и действенным способом (правда, не самым бюджетным): купил себе набор датчиков «Fender Noiseless», как следует из названия — они бесшумные, процесс их перестановки занял у меня минут двадцать – тридцать. Как мастера мирового гитарного гиганта забороли физические процессы я не интересовался, да и не зачем — результат налицо!
Наиболее известные производители в данной области это «DiMarzio», «Seymour Duncan», EMG и др. Они делают великое множество звукоснимателей, с самыми различными характеристиками (уровень сустейна, громкость, «скрипучесть», частотные характеристики и.т.д.).
На разные инструменты, понятное дело, ставятся разные датчики: где-то только синглы, где-то одни хамбаккеры, где-то их комбинация.
На среднестатистической электрогитаре существуют всего лишь три места, куда звукосниматели можно воткнуть. Это у бриджа (бриджевый звукосниматель), у грифа (нековый) и посередине. Какие характеристики будет снимать тот или иной датчик каждый может проверить самостоятельно при помощи обыкновенной, даже самой никчемной, акустической гитары. Если вы будете бить по струнам медиатором в районе бриджа, звук будет жесткий и громкий, если у грифа — приглушенный и смягченный. А большинство не задумываясь играет посередине, так просто удобнее с анатомической точки зрения. Такая же логика и с электричеством: если включаем бриджевый датчик, будет жесткость и напор (см. heavy-metal), если нековый, то играем ритм партии. Середина — она и есть середина (кстати, на многих инструментах всего два звукоснимателя, среднего просто нет), а конкретные комбинации двух датчиков из трех уже каждый выбирает по вкусу. Мораль: хочется классической тяжести — в бридже должен стоять хамбаккер.Соответственно есть гитары только с синглами, как пример, обожаемые всеми Telecaster и Stratocaster от дядюшки Лео Фендера:
Есть и только с хамбаккерами (не менее обожаемые всеми Gibson Les Paul и Gibson SG)
А есть и с комбинацией различных типов (крайне популярные японские Ibanez):
Очень интересно пишешь. Было бы неплохо рассказать про рельсовые хамбакеры и прочие интересные конструкции.
Знакомый гитарист делит звучки так: нековый — рок-н-ролл, средний — соло, бриджевый — ритм.
Спасибо. Про рельсовые хамбаккеры я вряди что путное могу рассказать: попробовал пару раз и не понял, для чего они нужны. Если хочешь — можешь сам пару абзацев с каритинками накатать, если будет читаться нормально — я подвешу, за твоим авторством.
Про твоего гитариста — каждый развлекается, как хочет. Но вот соло-вступление Sweet Child O’Mine
Слэш на нэковом играет — факт!
Спасибо! Продолжение будет? Очень хотелось бы ещё узнать про активные датчики.)
Ещё моментик: «(прим. — в данной заметке речь ведется исключительно о пассивных датчиках, об активной электронике — разговор отдельный)»
«Наиболее известные производители в данной области это «DiMarzio», «Seymour Duncan», EMG и др.»
В другом источнике пишут:
«Все звукосниматели, выпускаемые на EMG , являются активными, предусилитель находится в корпусе датчика.»
rockexplorer.narod.ру
Про то, что EMG выпускают ТОЛЬКО активные датчики — пламенный привет авторам «других источников».
Чтобы не быть голословным: официальный сайт EMG, смотрим на левый столбец, рубрики Active Pickups и Passive Pickups, но авторам «других источников» виднее, конечно.
http://www.emginc.com/products/category/1/1
Сделал в википедии раздел про рельсовый хамбакер и его пару знакомых, в интернете никакой информации нет вообще, а профессионалов спрашивать как-то неудобно.
При переводе мне ничего понятнее не стало, но можно обратить внимание хотя бы на это.
Хоть бы ссылку дал…
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хамбакер
альтерантивные конструкции
Ну не слишком информативно, так скажу
Пользуйтесь!
http://guitarism.ru/notes/7350
спасибо. все сразу и в одном месте. лучший сайт .однозначно.