Santana, “Guitar Heaven”, 2010
Помнится в самом начале девяностых годов прошлого века свежеобразованное Российское Телевидение показало на всю страну большую часть эпохального концерта, посвященного памяти покойного Фредди Меркьюри. По тем временам увидеть на одной сцене (пускай и по телевизору) целую россыпь западных поп- и рок-звезд первой величины было делом не слишком будничным, да и сама концепция того шоу представляла собой небанальное зрелище: именитые музыканты, совместно с оставшимися участниками Queen, исполняли вживую песни осиротевшего квартета. Но даже тогда, несмотря на бурю восторгов, сопутствующих просмотру этого исторического (на самом деле!) выступления, в голове крутились несколько скользких вопросов; ведь любовь к Queen – это одно, а физическая возможность исполнения вокальных партий Меркьюри – совсем другое. И если, к примеру, Роберт Плант, Дэвид Боуи или Джордж Майкл справились с поставленной задачей весьма достойно, то вот с какой творческой целью организаторы выпустили тогда на публику Акселя Роуза, Элтона Джона, Сила и Лизу Стейнсфилд – загадка.
А воспоминания о «The Freddie Mercury Tribute Concert» возникли в голове у автора этих строк не на пустом месте: совсем недавно заслуженный мексиканский гитарист Карлос Сантана, спустя сорок (!) с лишним лет с момента выпуска своего первого студийного альбома, решил издать пластинку, составленную исключительно из известнейших рок-шедевров былых времен. Правда в трэк-лист диска «Guitar Heaven» не вошли произведения группы Queen, но не суть – подход к созданию свежего релиза у Сантаны оказался весьма схожим с подходом организаторов действа на стадионе «Уэмбли» весной 1992-го года: берутся композиции, которые известны большинству слушателей наизусть, а на подмогу приглашаются именитые вокалисты.
Но с другой стороны – все участники тогдашнего мероприятия, посвященного Фредди, все же были достаточно жестко заперты в рамках стилистики Queen и ограничены ставшими уже к тому моменту каноническими аранжировками. А у старины Карлоса и компании, с этой точки зрения, полное раздолье: в студии ведь при желании можно наворотить такого, что не то что слушатель, отец родной (читай – автор) в жизнь не опознает собственное творение!
Эмоцию, которая описывает состояние, вызванное прослушиванием «Guitar Heaven» точнее всего описать термином «недоумение». Отбирать песни, по рефренам из которых миллионы подростков во всем мире учатся играть на гитаре только ради того, чтобы сыграть эти самые песни в лучшем случае близко к оригиналу – сомнительное достижение. Если сделать некоторую скидку на индивидуальность звучания, то становится в принципе непонятно чем, допустим, сантановское исполнение «Whole Lotta Love», «Sunshine of Your Love» или «Photograph» отличаются от версий этих же композиций в исполнении Led Zeppelin, Cream и Def Leppard соответственно.
Особенно хочется выделить две наиболее беззубые кавер-версии, представленные на этом альбоме, первая – «Dance the Night Away» Van Halen. Только вдумайтесь: берется одно из наиболее знаковых творений одного из наиболее знаковых гитаристов всех времен, и при этом большая часть оригинальной гитарной партии исполняется на клавишных! И это, напоминаю, издается на пластинке с говорящим названием «Guitar Heaven»! Ну а звание второго безоговорочного провала диска достается… барабанная дробь… песне «Under the Bridge» авторства американской группы Red Hot Chili Peppers. Здесь маэстро Сантана просто превзошел самые смелые ожидания скептиков: всегда считалось, что успех к данной композиции пришел благодаря, в первую очередь, красоте достаточно простенького, но весьма изящного гитарного вступления. Так вот, в своей переработке Карлос решил это самое вступление вообще не исполнять. Толковый ход!
Про очередную попытку испохабить эпохальную «Smoke on the Water» сказать особо нечего: заглавный рефрен умеет играть, наверное, каждый школьник, который хотя бы пару раз в жизни держал гитару в руках, а остальную часть этой песни все профессиональные музыканты исполняют более-менее одинаково.
Но есть на пластинке и одна безусловная удача: старинная «Back in Black» зазвучала воистину новыми красками: Сантане в содружестве с Робин Трауп и Насом удалось в данном треке соорудить что-то похожее на Run DMC или Cypress Hill, оставив от AC/DC только классический гитарный риф, кокетливо отодвинутый на задний план.
Рассуждать на полном серьезе о работах ангажированных вокалистов на «Guitar Heaven» смысла никакого нет: и так было понятно, что Джо Коккер, Гэйвин Россдейл или Крис Корнелл не допустят халтуры в студийных условиях, так и вышло – все записано на высшем уровне. Только вот получившееся в итоге великолепие напоминает в лучшем случае какой-то дружеский джем умудренных опытом профессионалов: собрались, выпили-поболтали, развлечения ради попели любимые песенки и разбежались. При этом очевидно, что и сам Карлос и его соратники прекрасно провели время, записывая эту пластинку, но вот зачем результат данных посиделок слушать обыкновенным людям – большой вопрос.
Нет, понятно, что среднестатистический меломан не сможет пройти мимо такой броской афиши: как же, сам легендарный Карлос Сантана совместно со своими не менее легендарными друзьями исполняет еще более легендарные композиции. Но после ознакомления с альбомом складывается четкое ощущение, что тебе подсунули ни что иное, как «репетицию школьного ансамбля», пусть и с поправкой на уровень исполнительского мастерства, конечно же.
© Axis, guitarism.ru
Вы хоть бы название персен к своим настоящим исполителям приписали нормально!