Обычно лады принимают как должное – это стандартный элемент каждой гитары. Лады привлекают к себе внимание, пожалуй, только тогда, когда их нет. Неудивительно, что многие музыканты, особенно начинающие, не придают им особого значения — до тех пор, пока что-то не пойдет не так. А ведь на самом деле эти металлические полоски очень важны и влияют на качество игры, тон, атаку и многие другие вещи. Вот несколько вещей, которые нужно знать о ладах.
Зачем нужны лады? Зажимая струну на одном из ладов, мы ограничиваем длину колебания струны до расстояния от бриджа до этой точки, тем самым, контролируя высоту звука. Практически на каждом инструменте, имеющем лады, расстояние между ними составляет полутон одной темперации, чтобы аккорды и отдельные ноты звучали четко и были способны сложиться в нечто ритмичное и мелодичное. Если понимать, что из себя представляют лады, и знать их закономерности, они перестают быть ограничителями диапазона и, наоборот, дают безграничные возможности для звукоизвлечения: брать ноты, не предусмотренные в строе гитары, с помощью рычага тремоло или вручную, играть слайдом, а можно пойти еще дальше и попробовать играть на без ладовых инструментах.
Из чего они сделаны? Материалом для изготовления ладов часто служат такие сплавы, как неузильбер, никелевая сталь, реже используется латунь или медные сплавы, а также нержавеющая сталь. Чем тверже и плотнее материал, тем более отчетливо и резко звучат ноты. В основном производители гитар используют мягкие никелевые сплавы, потому что с ними удобнее работать, и гитаристы уже привыкли именно к такому звучанию.
Как проверить, все ли в порядке с ладами? Самый простой и быстрый способ убедиться, что с ладами нет никаких проблем – это внимательно посмотреть на них, держа инструмент на уровне глаз. Если лады находятся на разной высоте или расположены не совсем ровно по отношению друг к другу – дело плохо. Лады должны быть расположены один к одному и иметь как можно выемок, которые могут появляться от длительного использования инструмента.
Размер имеет значение. Ширина и высота ладов влияет на удобство игры и звук. Лады повыше удобнее для бэндов, и для извлечения чистых и четких звуков нужно прикладывать меньше усилий. Такие лады хорошо подходят для скоростной игры. Той же цели служит и скаллопированный гриф, как у Ингви Мальмстина. Правда, некоторые для скоростной игры предпочитают низкие лады, удобные для теппинга. Звучат инструменты с низкими ладами обычно несколько мягче. Между широкими и узкими ладами тоже есть различия: широкие лады не так быстро снашиваются.
Со временем на ладах образуются выемки, неровности и затертости, из-за снашивания общая высота ладов становится ниже. Все это приводит к возникновению дребезжащих звуков. Не нужно сразу менять лады на новые – это довольно затратная процедура. Если ситуация не совсем критичная, сначала можно несколько раз просто выравнивать и корректировать их высоту. Правда, не всегда в дребезжании стоит винить лады. Иногда дело в слишком низко установленном бридже.
Бывает, что края ладов начинают выступать за пределы грифа. Мало того, что они острые и делают игру неудобной, это показатель гораздо более серьезной проблемы. Выступающие с боков лады означают, что накладка высохла и «села». Причина этого кроется в неправильном хранении инструмента – место было чересчур сухим. Предотвратить это можно, храня инструмент надлежащим образом, а также в качестве профилактики можно смазывать дерево лимонным маслом.
Из-за того, что как лады, так и накладка постепенно снашиваются от постоянного контакта со струнами, из-за тряски и ударов при перевозке, слишком сухого воздуха, который негативно сказывается на дереве – лады могут разбалтываться и выскакивать. Если дерево окантовки рассыхается, лады начинают торчать по краям. В таких случаях иногда можно обойтись без замены накладки – если длина ладов позволяет, гитарный мастер может просто заполнить пустоты между концами ладов и окантовкой грифа и закрепить лады на своих местах.
Помимо обычных ладов, расположенных перпендикулярно грифу, существуют еще так называемые веерные лады. Они располагаются косо, напоминая раскрытый веер, отчего и получи такое название. Таким образом, получается большее расстояние между струнами с низким звучанием и меньшее между высокими струнами. Это позволяет инструменту лучше держать строй, и делает басы более глубокими и выразительными, а высокие ноты – более мягкими и яркими. Это вовсе не новое изобретение – появились такие лады еще в 16 веке.
Свежие комментарии