Окт 7, 2010
Обучение игре на гитаре по табулатурам и не только
Очень многим личностям игра на гитаре доставляет массу удовольствий: извлекать из инструмента звуки, которые складываются в приятную для уха мелодию – неповторимое ощущение. А если мелодия эта еще и достаточно заковыриста, и повторить ее могут далеко не все любители подергать струны на досуге – то это вообще наслаждение. Но практически каждый поклонник домашнего музицирования на определенном этапе сталкивается с проблемой, каким образом наиболее эффективно и наименее трудозатратно существенно повысить уровень своего мастерства – ведь исполнением вступления к «Лестнице в небо» Led Zeppelin или Nothing Else Matters «Металлики» в какой-то момент сложно поразить не только окружающих, но и себя самого. В современных реалиях на помощь комнатному гитаристу приходит масса всевозможных пособий, самоучителей, видеошкол и.т.п., знай только выбирай, что больше нравится. Однако широкий выбор – он не всегда во благо: ведь для того, чтобы понять, что больше подходит именно тебе, нужно зачастую потратить немало времени и сил, а хочется ведь всего и сразу! Поэтому давайте посмотрим, что в усредненном варианте может помочь музыканту-любителю реально, а что просто притянет к себе красивой упаковкой, а потом осядет бесполезным грузом в чулане.
Начнем с печатных самоучителей игры на гитаре. Сейчас подобных изданий с избытком представлено во всех мало-мальски пристойных книжных магазинах, однако, далеко не каждое из них написан человеческим, понятным рядовому потребителю языком. Поэтому, прежде чем потратить кровью и потом заработанные деньги на симпатичную брошюру с какой-нибудь известной персоной на обложке, желательно вдумчиво пролистать книжицу, дабы удостовериться в ее потенциальной пользе. Ну и не забываем о том, что все-таки большинство самоучителей предназначены, в первую очередь, для персон, только-только начинающих свой процесс обучения игры на музыкальном инструменте. Но если вы уже в состоянии достаточно уверенно исполнить «Группу крови» Цоя или «Никто не услышит» Чай-Фа, то подавляющее большинство подобных книг вам уже не особо пригодится.
Видеошколы для гитаристов – они уже поинтереснее. Причем большинство таких записей издаются при непосредственном участии известнейших рок-звезд, которые (по идее) и должны донести до любого желающего все свои секреты. Но на практике все не так радужно: музыканты – они ведь не педагоги, играют эти парни на самом деле здорово, а вот объясняют и показывают – так себе, и сложно их за это винить; все же для того, чтобы обучать массы, нужен особый талант, и не у каждого этот дар присутствует от рождения. К примеру, видеоуроки Слэша смотреть без умиления просто невозможно: здоровенный мужик с некоторой долей африканских корней в крови быстренько перебирает своими крупными пальцами на ограниченном участке грифа гитары Gibson – что из этого может понять и почерпнуть для себя непрофессионал?! Другое дело, допустим, Пол Гилберт – вот уж кто в состоянии научить даже совсем непонятливого, причем все свои занятия Пол сопровождает весьма милыми и юморными комментариями (информация для владеющих английским языком). Так что при выборе видеошколы тоже нужно быть весьма внимательным и не поддаваться на «магию имени».
Но даже самые прекрасные видеоуроки не всегда дают полное представление о том, как именно нужно правильно играть ту или иную партию, да и постоянно перематывать запись туда-обратно – занятие на любителя. Так что многие предпочитают для разучивания какого-нибудь пассажа использовать написанную кем-то табулатуру. Табулатуры – вещь прекрасная сама по себе, но важно осознавать, что пишут эти самые табулатуры все-таки обыкновенные (хоть и талантливые) люди, которым сложно избежать ошибок. Ну и еще присутствует такой момент: не всегда вожделенный скоростной этюд, разученный по табам, звучит так же, как и в оригинале, и дело здесь не только в звуке – просто «на бумаге» далеко не все в состоянии передать ритмические нюансы произведения. Так что идеальным вариантом можно считать «совмещение» видеопособия и табулатуры; кстати, тот же Гилберт когда-то давно выпустил собственную видеошколу под названием «Guitars from Mars» – там Пол сначала весьма подробно показывает, как именно нужно играть тот или иной фрагмент, а затем подкрепляет свои выступления приложенными табами. В результате в голове у «ученика» возникает достаточно полное представление о предмете, и дело остается за малым – набраться терпения и усердия для освоения полученного материала.
Ну а через некоторое (как правило, весьма продолжительное) время, когда гитарист-любитель выучит несколько десятков не самых простых партий, он сможет уже и самостоятельно «снимать» наиболее понравившиеся музыкальные произведения, ведь принцип обучения он везде один и тот же: сначала от простого к сложному, потом научись делать, как наставник, а затем уже приступай творить самостоятельно.
Свежие комментарии