Июл 11, 2009
Как выбрать электрогитару
Практически каждый сайт, ориентированный на музыкальную и околомузыкальную аудиторию, пытается популярно объяснить, как надо (и как не надо) выбирать гитару. Чего я только не начитался в свое время! Но, учитывая свой собственный весьма богатый опыт в выборе инструментов, я решил тоже вставить свои пять копеек в этот поистине бескрайний ряд. Сразу же скажу, что эта заметка рассчитана на выбор относительно бюджетной электрогитары, зачастую — первой, т.к. американский Fender или Gibson можно покупать вообще не глядя, только цвет поприятнее подобрать, а профессионалы, вдумчиво подходящие к покупке гитары за 2’000 у.е. и выше знают это дело значительно лучше меня.
Итак, вы решили купить электрогитару, поздравляю! Для начала нужно определиться с бюджетом, ибо ценовой разброс в музыкальных магазинах поражает. Не забудьте, что в данную сумму нужно, помимо самой гитары, вписать комбик (если его еще у вас нет), новый шнур, ремень (если вы хотите играть не только сидя), новые струны, комплект медиаторов, гитарную стойку или подвес, чтобы инструмент не валялся, где попало (рано или поздно, на него тогда кто-нибудь обязательно сядет), возможно, чехол и.т.п. То есть из выделенной суммы нужно вычесть минимум 150 USD в рублевом эквиваленте (ориентировочные цены — весна 2009 года), а на оставшиеся деньги уже можно выбирать саму гитару.
Что самое ужасное в подавляющем большинстве музыкальных магазинов? Самое ужасное, что в них, за редким исключением, практически никогда не работают продавцы. Работают там сплошь и рядом гении, Музыканты, которых какие-то невнятные личности пытаются отвлечь своими мерзкими деньгами от написания очередного шедевра, или тестирования новейшей примочки, так необходимой им в быту. Если же вам каким-то образом повезло, и в магазине обнаружился индивидуум, заинтересованный в ваших средствах, то процесс выбора станет чистой формальностью — специально обученный человек сам покажет, расскажет и предложит вам наилучший вариант инструмента, исходя из имеющейся у вас на руках суммы. Но зачастую, приходится самому привлекать к себе внимание обслуживающего персонала, и внешний вид здесь совершенно не при чем: в косухе — значит рокер–голытьба, прилично одет — офисный планктон, ничего не соображающей в Музыке, обычного вида — ну и зачем тебе выбирать гитару, бери черную, и.т.п. Так что основная задача на первом этапе — заставить работника магазина показать вам наибольшее количество инструментов в интересующем ценовом диапазоне. Справедливости ради замечу, что, покупая гитару, желательно заранее представлять себе, инструмент какой идеологии вы хотите: с синглами, с хамбаккерами, с каким бриджем, какой формы и.т.д. Это существенно поможет взаимопониманию и значительно облегчит процесс выбора. И еще, вынимая из опробованной вами гитары шнур, выключите предварительно комбик (на худой конец — вывинтите в ноль уровень его громкости), это существенно прибавит вам уважения со стороны персонала магазина.
Итак, определяем ту самую идеологию. Во-первых, что будем играть? Если тяжелые стили, то определенно нужно смотреть гитару с хамбаккером в бридже, если нет — возможны варианты. Опять же, следует помнить, что на недорогих инструментах (где-то до 200-250 USD) синглы стоят простенькие, скорее всего — будут фонить. Если в магазине не слишком шумно, то слышится это на раз, особых навыков для распознавания посторонних шумов не требуется. Как вариант, можно попробовать поиграть на гитарах с различными комбинациями датчиков и выбрать наиболее милую сердцу.
Про бриджи довольно подробно было расписано в соответствующем разделе, а от себя скажу, что флойд на первое время, пока вы сами не разобрались что к чему, совершенно не нужен, а вариант с классическим страт-тремоло или тюн-о-матиком вполне подходит и для совсем зеленого новичка, и для более продвинутого гитариста.
Далее — внешний вид. Многие не уделяют данному фактору должного значения (типа, какая разница, главное, как гитара звучит, и как ты умеешь играть), а зря. Ведь, на мой взгляд, вполне очевидно, что чем гитара больше радует глаз, тем чаще ее хочется трогать, чаще играть, т.е. повышать свое мастерство и не жалеть о потраченных деньгах. Так что и форма и цвет — очень важные показатели и не стоит их игнорировать. Но, опять же, помните, что форма формой, но у Пейджа (для примера) Les Paul все равно будет очень сильно отличаться от вашего «такого же». Иными словами, выбирать гитару исходя только из внешнего вида, действительно глупость, но не обращать внимания на внешний вид — тоже глупость.
Итак, считаем, что мы определились, какую гитару и по какой цене мы желаем приобрести. Игнорируя мимику и сопения работников магазина, просим их показать несколько инструментов, подходящих под наши требования. До включения инструмента в усилитель еще далеко, так что для начала просто посмотрите на предлагаемую вам кандидатуру со всех сторон на предмет наличия сколов и сильных царапин, подергайте и покрутите ручки регулировки, постучите легонько пальцем по привинчивающимся элементам, пощелкайте переключателем датчиков, поковыряйте мизинцем в гнезде подключения. Как вы понимаете, все детали должны стоять плотно, не болтаться, не дребезжать, не скрипеть, не «царапаться». В магазинах худо-бедно все-таки проводится некоторая предпродажная подготовка, так что если что-то там болтается/ скрипит, то либо служащие махнули рукой на этот инструмент, как на последнюю дрянь, либо там все так плохо сделано, что даже не поправить.
Далее смотрим на гриф сверху вниз (в «рабочем» положении гитары) на предмет его прямолинейности (пункт №9 раздела «Хозяйке на заметку»). Свинченный пропеллером гриф (или просто перекос) в еще не проданной гитаре говорит нам о многом, желательно после этого обратить внимание на инструменты другого производителя.
Затем можно проверить дребезг струн, от души дергая за басы (подробнее — см. раздел «Высота струн»), и ход колков: немного покрутите колки туда-сюда, гитара расстроится, но зато вы убедитесь в отсутствии посторонних скрипов.
Потом следует убедиться в качестве установки ладов на грифе, для этого придется «пройтись» по всему грифу извлекая звуки на каждой струне и на каждом ладу. Нормально зажатая струна не должна цепляться за соседний лад или звукосниматель, не должно быть никакого дребезга. Затем зажмите по очереди каждую струну на первом ладу и просто «проскользите» пальцем по грифу сверху вниз и снизу вверх. Палец должен ходить туда-сюда легко, не цепляясь за лады.
Если вы провели все вышеуказанные процедуры, и результат вас удовлетворил, то можно приступить непосредственно к игре на гитаре, желательно через усилитель. Поиграйте для начала на чистом звуке, не спешите включать перегруз, послушайте сперва, как звучит сам инструмент, причем с разными комбинациями датчиков. Не нужно поражать персонал магазина своими умениями, они многих слышали, играйте те мелодии (или просто наборы звуков), которые помогут вам понять, подходит ли конкретно эта гитара лично вам. Заодно убедитесь, не слишком ли большие усилия пальцев требуются для качественного звукоизвлечения.
Даже если в результате показалось, что инструмент прекрасен, попробуйте проверить еще хотя бы один (в идеале — несколько), чтобы было с чем сравнивать.
Также не стоит забывать о таких параметрах, как вес гитары, удобство самой формы (ну чтобы там верхний рог под ребра не лез и.т.п.), удобство грифа, удобство расположения регулировок (к примеру, на некоторых инструментах тумблер переключения датчиков располагается на «нижнем» роге, соответственно, при энергичной игре ритм-партий, правая рука задевает переключатель, переводя его в бриджевое положение), и.т.п.
Про удобство грифа хочу сказать отдельно. Это сложно описать словами, но гитара должна «сидеть» в руке; перебрав пару-тройку инструментов с разными профилями грифа, вы поймете, о чем это. Давать более конкретные рекомендации смысла нет, т.к. у каждого человека свое собственное строение кисти и, следовательно, подбор формы грифа — процесс индивидуальный.
Таким образом, на проверку каждой гитары у вас уйдет не менее (а то и более) десяти минут, т.е. проведя в магазине час-полтора, вы либо найдете свой инструмент, либо поймете, что ошиблись лавочкой.
В заключении, скажу пару слов про заказ гитар через интернет, т.е про покупку «в слепую». На мой взгляд, покупка гитары мало чем отличается от покупки, допустим, телевизора. И тут и там нужно проверить некоторые параметры, и тут и там есть определенные торговые марки, уровень доверия к которым различен. Поэтому «китайца» лучше, конечно, предварительно подержать в руках (причем «китайца» и за 150 у.е. можно найти вполне хорошего, естественно, при наличии должного уровня усердия), а допустим, «Ямаху» за 250-300 USD можно смело заказывать через сеть, если вы, само-собой, понимаете, что эта Yamaha из себя представляет.
Вот нет такой возможности потрогать гитары, которые хотелось бы купить. В наших магазинах нет таких. А вот как выбрать в интернете гитару не знаю, вот думаю… вообще стоит ли заказывать. Наверное всё таки придётся выбирать что-то в магазинах
Выбор гитары — это то же, что и выбор претендентки в жёны, а то и сложней.
В инете ищи гитару по внешнему виду. Не всегда дорогие гитары красивей дешевых. У каждого, кто играет, любит гитару складывается, или уже сложился, стереотип инструмента. Гитара, которая понравилась внешне и цена подходящая, подлежит длительному изучению: пиши в форумы, магазины, изучай технические параметры. Когда влюбишься, иди в магазин трогать руками. Проверяй: не горбат ли гриф,строй,звучание,неисправности. Если сам плохо понимаешь, возьми с собой того, кто понимает. Если все нормально — бери, меняй струны(обязательно) и привыкай к гитаре. А дальше, как в семейной жизни — слюбится, смирится, а может и быть развод!
Вот Автор молодец!!!! Мега информативная статья, много узнал) Спасибо!
Да,и мне на пользу пошло.Спасибо)
Спасибо за информацию. Довольно познавательно и интересно.
Отличная статья! Автору спасибо
а как выбрать бюджетную гитару в интернете на 200 $?
у меня просто нет возмзжности ходить по магазинам и проверять т.к. нахожусь в другой стране.стоит ли покупать комплекты?
заранее спасибо за ответ.
какая фирма струн лучше?