I love Van Halen

Гитаризм.RU » Заметки » Гитарные обзоры


Ведущий и тамада в Одинцово

Ведущий в Одинцово и Тамада в ОдинцовоВ том случае, когда большую часть приглашенных составляют люди среднего возраста, ведущий в Одинцово сделает упор на «душевность», чтобы можно было прочувствовать атмосферу.
Читать дальше »

Danelectro – гитары наоборот!

Поговорим о гитарах одной американской фирмы – Danelectro. Она далеко не такой мастодонт индустрии, как Fender, Gibson или даже PRS. Плюс к этому гитары удивительны сами по себе вот чем: их “тело” делается не из дорогой древесины, а все чаще из фанеры, оргалита. Так было и так есть практически с момента основания фирмы, который произошел в 1947 году. Но они звучат и звучат настолько сильно, что инструменты Danelectro есть или были очень у многих звезд гитарной музыки. Вот имена только нескольких музыкантов: Марк Нопфлер, Сид Баррет, Джимми Пейдж, Эрик Клэптон, Дэйв Грол, Мик Джаггер, Лиан Ла Хавас, Джимми Хендрикс, Фрэнк Заппа, Шарлин Мари Маршалл (Cat Power) и многие другие.

Список далеко не полный, если его продлить, то статья состояла бы из одних фамилий и имен. Да, наверное, эти парни и девушки не читали в интернете статьи, что гитары из фанеры и другого подобного материала – “фуфло”. Эти люди просто выше материала, у них другие материи. В общем, инструменты Danelectro вне всяких стереотипов, поэтому мы и говорим – гитары наоборот!

Интересная находка Danelectro

Как же мы забыли – основал компанию Натан Даниил. Поэтому ясно, почему она так называется. А часть “electro” говорит о том, что им разработаны действительно громкие инструмента. Что за это отвечает? Многое, но одна из самых важных деталей – звукосниматели (“пикапы”). Обратите внимание, что они у Danelectro имеют необычную и весьма примечательную форму. Например, взгляните на модели Amp-In-Case (да-да, усилитель и динамик прямо в кейсе с гитарой, а еще они известны под другим брендом – Silvertone), Shorthorn или Dano Pro. На что-то похожи их звукосниматели? Да, но не просто на стальную трубку, а на корпус губной помады.

Раньше этот косметический продукт нередко облачался в сталь, а зоркий глаз Натана заметил, что изделия можно использовать и после окончания срока их основной службы. Тем более что это очень экономично. Собственно в целях экономии времени и денег и сами гитары производились из дешевых, можно сказать, подручных материалов. А назывались и называются звукосниматели соответственно – Lipstick Guitar Pickups. Думаем, что перевод не требуется.

Конечно же, сегодня губные помады не закупаются огромными партиями компаний Danelectro, просто используются стилизованные стальные трубки, в которые и помещаются катушки. В итоге получается оригинальный датчик типа сингл. Этих синглов может быть несколько, как в случае с Dano Pro, один, как, например, в стандартной модели Amp-In-Case, они могут соединяться в хамбакер. Добавим, что сегодня делают звукосниматели такого типа не только Danelectro, а многие компании. Вот как раз есть такая модель хамбакеров от GFS –  называется Pro-Tube Liptstick Humbucker. Если заинтересовало – обязательно найдете другие и даже в России! В конце концов, можно ведь и помаду поискать?

Повороты истории

А вот еще один не слишком приятный факт: на самом деле компания была закрыта в 1969 году. Она открывала маленькие магазинчики инструментов, а рынок уже в ту пору любил гигантизм, большие супермаркеты, потому хоть инструменты и стоили дешево и их любили, все же пришлось уходить с этого поприща.

Но есть и приятные новости: международная корпорация Evets в 1990-х начала производить и продавать копии гитар Danelectro и гитар, изготавливаемых ранее под брендом Silvertone (под ним еще выпускались гитары The Harmony Company, Kay, Teisco и др.). В общем, началось возрождение бренда. Только вот продажи самих инструментов шли не слишком хорошо, а вот педалей эффектов и усилителей, которые Danelectro также производились в большом количестве, вполне удачно. Поэтому на какое-то время гитары перестали продаваться, но с 2000-х годов они вновь выпускаются в ограниченном количестве. Например, это модели 67’ Heaven, 59’ Alligator. В обоих случаях нас отсылают к инструментам, которые были разработаны давным-давно (см. цифры перед именем), но теперь они переоформлены, причем очень интересным образом. А фирменные черты, “изюминки”, сохранены – звукосниматели “губная помада”, корпус из оргалита и гриф из тополя.

Правда, продаются новые инструменты по большей части в США, зато в других странах от Danelectro легко найти эффекты –  качественные, дешевые, уникальные!

Гитара Уорра – электрогитара с массивным грифом

Впервые такой инструмент был выпущен в 1991 году – модель Artist Series. Он не имеет длинной истории, так как был разработан Марком Уорром на основе стика, придуманного Эмметом Чепменом и названного в его честь, о котором мы рассказывали в предыдущей статье. И хотя гитара Уорра сильно схожа со своим предком, она имеет одно принципиальное отличие, а именно – корпус. Во-первых, порода древесины, из которой он сделан, значительно влияет на звук. Во-вторых, такая конструкция расширяет возможности исполнителя.

Внешние особенности инструмента

Тэп-гитара, как она еще называется, представляет собой нечто вроде обычной электро- или бас-гитары, но отличается главным образом строением грифа и стилем игры. Итак, гриф значительно толще обычного, поскольку на данном инструменте размещается минимум 7, максимум 15 струн. В некоторых моделях порожки могут отсутствовать полностью или частично.

Стоит отметить, что струны могут натягиваться аналогично обычной гитаре или иным образом. Например, 10-ти струнный инструмент может быть настроен так, что в центре грифа будут соседствовать самая низкая и самая высокая струны. Такой вариант кажется странным, но он объясняется удобством расстановки пальцев относительно определенных созвучий.

Что касается звукоснимателей, то обычно эта разновидность гитары оснащается электромагнитными датчиками, однако существуют модели и с пьезоэлектрическими. К последним прилагается также MIDI-преобразователь, позволяющий использовать инструмент как контроллер для синтезатора. Всего устанавливается 4 закрытых звукоснимателя, но создается иллюзия, что их 2.

Если говорить о форме корпуса, то она может быть самой разнообразной и выполняться из различных пород дерева – от самых привычных до экзотических. Гитары Уорра, имеющие 10 и более струн дополнительно снабжаются парой анкерных стержней.

Приемы игры на Уорр-гитаре

Принцип игры на гитаре Уорра напоминает баян или аккордеон и даже фортепиано, где левая рука задает аккомпанемент, а правая воспроизводит солирующую мелодию. Благодаря наличию на корпусе универсального ремня музыканты могут располагать инструмент вертикально, как контрабас, или горизонтально, как обычную гитару. Каждому положению соответствуют свои преимущества.

При игре на тэп-гитаре чаще всего используются следующие приемы:

  • Тэппинг. Данная техника подразумевает извлечение звуков путем легкого постукивания пальцами по струнам на грифе. Обычные постукивания нередко сопровождаются такими приемами, как hammer-on и pull-off. Такую технику практикуют и на электрогитаре.
  • Пиццикато. Классический прием игры на смычковых инструментах, когда вместо данного атрибута используются пальцы обеих рук, а именно производятся защипывания струн.
  • Слэп. Традиционный для бас-гитары прием. Он представляет собой удар большим пальцем по струне таким образом, чтобы она задела порожек и издала резкий щелчок.
  • Игра медиатором. В этом случае извлечение звуков на гитаре Уорра аналогично игре на обычной или бас-гитаре.

Некоторые сложности

Играть на данном инструменте не сложнее, чем на электрогитаре, главное освоить технику и понять принцип. Существует одна распространенная ошибка: музыканты, приобретая тэп-гитару Phalanx Series, имеющую строй идентичный ее классическому родственнику, думают, что смогут слету начать виртуозно играть. Однако это другой инструмент и требует он другого подхода, даже если струны расположены привычно.

Итак, подчеркнем еще раз, что главная сложность, связанная с гитарой Уорра, заключается не в технике игры. Она связана с приобретением самого инструмента. Дело в том, что его очень непросто найти. В музыкальных магазинах России крайне редко представлена тэп-гитара. Конечно, почему бы не попробовать отыскать б/у, но и это не так легко, ведь такие предложения встречаются нечасто.

Поэтому, самый простой, как ни странно, способ – заказывать в США. Но здесь появляется другая сложность – высокая стоимость. Подобная покупка обойдется примерно в $ 3 000, что эквивалентно без малого 100 000 рублей. Еще один вариант – найти мастера, занимающегося изготовлением гитар Уорра на заказ. Но не сложно догадаться, что ручные работы мастеров, тем более, если вещь редкая, тоже стоят отнюдь не дешево.

Стик Чепмена – музыкальная “палка”

Стик – это весьма любопытный на вид музыкальный инструмент. Он выглядит как гитарный гриф, увеличенный в длину и ширину и лишенный корпуса. Несмотря на то, что этот инструмент является родственником гитары, по принципу игры он больше всего похож на фортепиано. И именно это являлось целью его создателя – Эммета Чепмена. Исполнительский потенциал музыканта не умещался в 6 гитарных струн, поэтому в 60-х он все время играл на гитаре двумя руками по технике тэппинга.

Читать дальше »

Бас-гитара – инструмент, разработанный по необходимости

Бас-гитара в современной музыке является очень важной составляющей, но в большинстве случаев одновременно почти незаметной. И этот инструмент отличается весьма любопытной историей возникновения, чему и посвятим нашу статью. А также расскажем об особенностях строения бас-гитары и соответствующей технике игры.

20 век требовал новый инструмент

В 20-м веке в музыкальных ансамблях в качестве аккомпанирующего, задающего ритм инструмента в басовом диапазоне использовался контрабас из семейства струнных. Он надежно укрепился на своем месте в составе оркестра еще с 18 века. Однако современная 20-30-м годам 20-го столетия музыка требовала чего-то нового. Во-первых, ансамбли стали часто выезжать на гастроли, а большой и тяжелый контрабас было неудобно постоянно возить с собой.

Во-вторых, дело касалось технической стороны. Из-за его вертикального положения, сравнительно небольшого уровня громкости и короткого сустейна он значительно ограничивал возможности применения современных техник в развитии популярной музыки. Более того, он с трудом поддавался записи.

В это время уже появились технологии, позволяющие усиливать звук с помощью электроники. А потому, многие компании, занимающиеся производством музыкальных инструментов, начали эксперименты по созданию электронного баса. Однако больших успехов не достиг никто. В качестве неплохой попытки можно выделить бас-мандолину от фирмы Gibson – Style J Mando bass, и электронный бас Audiovox #736 от Пола Тутмарка, который по многим чертам походил на современного предка: он имел ладовые порожки, сплошной деревянный корпус и располагался для игры горизонтально.

Первый же бас нашего времени появился в 1951 году и разработан он был Лео Фендером. Данный инструмент получил название Precision Bass, а за основу дизайна был взят легендарный Fender Telecaster. В свою очередь Precision Bass послужил образцом для не менее легендарного Stratocaster’а. Эта электронная бас-гитара быстро завоевала популярность и стала образцом для данного инструмента. 9 лет спустя компания Fender выпустила еще одну модель, не менее любимую музыкантами – Jazz Bass.

В качестве основных конкурентов инструментам от Лео Фендера можно выделить Höfner 500/1 (причиной ее известности стал Пол Маккартни, игравший на ней в The Beatles), а также Gibson Les Paul Standard Bass и серия гитар Gibson EB.

Особенности строения нового инструмента

Стандартная басовая гитара имеет 4 струны, ее настройка совпадает с настройкой обычной гитары (4 верхние струны – ми, ля, ре, соль), но звучит она на октаву ниже. Для того чтобы достичь низкого диапазона и качественного звука у стандартной гитарной формы была увеличена мензура, размеры самого корпуса, а также толщина струн.

Помимо классического строя существуют и другие варианты, применяющиеся в различных музыкальных жанрах. Например, все струны могут быть опущены на 0,5-2 тона или же, наоборот, подняты на 0,5-1 тон, что часто используется в панк-музыке. Есть и более сложные вариации. Позже появились также 5-ти, 6-ти и даже 7-ми струнные бас-гитары. Более того, существуют 8-ми, 10-ти и 12-ти струнные инструменты, аналогичные 12-ти струнной гитаре, где каждая струна имеет пару, настроенную на октаву выше.

В истории бас-гитары присутствует еще один любопытным момент. Вначале появился электрический инструмент, а уже потом – акустический (70-е гг. 20 в.), в отличие от обычной гитары, которая берет свои корни у других акустических струнных щипковых инструментов. Еще в этом семействе есть безладовый бас, характеризующийся особым звучанием и открывающий новые возможности в технике игры.

Основные приемы в игре

В основе игры на бас-гитаре лежит три приема:

  • Щипок пальцами – как правило, выполняется с опорой пальца на соседнюю струну; характеризуется длинным сустейном, мягким звучанием и преобладанием низких частот.
  • Слэп – удар по струне большим пальцем, сопровождающийся щелчком о порожек; обычно чередуется с подцепами нижних струн другими пальцами; отличается резким и ярким звуком, доминированием высоких и средних частот, коротким сустейном.
  • Щипок медиатором – наиболее простой способ, характеризуется резким звуком с преобладанием средних и высоких частот; такой метод позволяет легко регулировать уровень звука.

Помимо этих приемов бас-гитаристы заимствуют элементы техники игры на обычной гитаре, среди которых тэппинг (удар по струнам пальцами правой руки), флажолет (извлечение звука-обертона путем легкого касания струны над порожком) и даже бой, хотя применяется он крайне редко.

Чаще всего бас-гитара используется в качестве ритм-инструмента. Среди российских музыкантов, применяющих ее для сольной игры заметно выделяется Евгений Федоров, лидер альтернативной группы Tequilajazzz, ныне не существующей, и рок-коллектива Zorge. Он же, кстати, практикует игру боем на басу, что можно услышать, например, в композиции молодой “Текилы” «Бай-бай-бай».

Испанская гитара и искусство фламенко

Фламенко – национальный музыкально-танцевальный стиль испанского народа, возникший в Андалусии. Он сочетает в себе три составляющие, одинаково важные: пение, танец и музыку, а если быть точнее – гитарную музыку. И поскольку наш сайт посвящен главным образом гитаре, преимущественно будем говорить именно о ней и в этой статье.

История искусства фламенко

Считается, что искусство фламенко зародилось в 15 веке, когда в Испанию прибыли цыгане, ушедшие из рушащейся Византии. И отчасти это верно. Этот народ действительно начал впитывать, осваивать и переосмыслять музыкальные традиции новой родины, в результате чего и появился известный нам сегодня стиль фламенко, наполненный темпераментом цыганского народа. Однако необходимо уточнить, что эти самые истоки, на которые ориентировались прибывшие цыгане, уходят своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно ритмы и песни, звучащие во время ритуальных церемоний легли в основу данного искусства. Кроме того, свое влияние оказала также арабская и еврейская музыка.

То, что цыгане как отдельный народ не создали фламенко с нуля, подтверждается и тем фактом, что другая его часть переселилась в Венгрию и там “сотворила” музыку, которая сегодня зазывается цыганской. Она также родилась путем впитывания местных традиций и обогащения их темпераментом создателей. И, надо сказать, венгерская и испанская музыка цыган заметно отличается друг от друга.

Хотелось бы отметить еще один важный фактор в истории фламенко. До середины 19 века это искусство было тайным, приватным. Состав встреч выглядел примерно так: один гитарист (либо два, если они используют разные техники игры), два певца и максимум три танцора/танцовщицы. Ближе к концу 19 столетия такие встречи начинаю приобретать более масштабный характер, происходят концерты на небольших сценах в кафе. В современном мире нередко ставят спектакли фламенко на театральных площадках.

История гитары фламенко

Изначально корпус гитары был небольшим и более вытянутым, обечайка была более узкой. В 15 веке в Испании изобрели 5-ти струнную гитару, все струны которой были сдвоенными (исключение могла составить лишь первая). Именно она и была названа испанской. Позже такая конструкция заменилась 6-ю одиночными струнами. В России данный инструмент “обосновался” в конце 17 столетия и основательно “утвердился” в начале 19.

На протяжении 18 и 19 веков испанская гитара неоднократно меняет свои формы и размеры, конструкцию и способ крепления грифа, устройство колкового механизма. И в результате приходит к современному виду классической гитары. Однако испанский инструмент не перенял на себя свойства последней, как многие могли бы подумать. Как раз наоборот – именно гитара фламенко является предком классики, причем не только в плане формы.

Современный нам образ этого инструмента разработал Антонио Торрес – испанский гитарный мастер. Его современник Франсиско Таррега – испанский музыкант и композитор – был в то время самым известным, и именно он является основателем классической техники игры на данном инструменте. В 20 веке развитием и совершенствованием данной техники занимался не менее известный Андрес Сеговия – испанский музыкант, композитор и педагог.

Особенности гитары фламенко

Несмотря на родство и внешнюю схожесть, испанская гитара все же отличается от классической. И вот по каким признакам.

  • Нижняя дека и обечайка изготавливаются из кипариса, который и создает этот особенный звук – блестящий, звенящий, вибрационный.
  • Инструмент не превышает по весу 1 кг, поскольку исполнитель фламенко, по сути, держит его одной левой рукой.
  • Вместо металлических колков применяют деревянные, которые позволяют уменьшить вес гитары и также влияют на индивидуальное звучание.
  • На верхнюю деку крепится специальная пластиковая накладка – гольпеадор, которая защищает ее от царапин во время использования особого приема гольпе – ногтевого удара по деке пальцами правой руки.

Говорить об искусстве фламенко, самом инструменте и игре на нем можно очень долго, поэтому в завершение лишь отметим некоторые особенности данной техники. В отличие от классики, правая рука здесь исполняет более сложную “партию”, чем левая. Также фламенко имеет свой особый ритм – компа́с, который является весьма непростым в освоении, а также с трудом поддается нотной записи.

Интересные факты о банджо

“Возьми банджо, сыграй мне на прощанье”, – эти слова звучат более чем знакомо. Но вот сам инструмент банджо все же для большинства остается загадкой. О нем знают в общих чертах: круглый корпус, тонкий гриф, на нем играют кантри. Да, все так и есть, но можно сказать еще много любопытного об этой не просто вещи, а части американской, да и мировой культуры.

Начнем с ударения. В слове “банджо” оно ставится на первом слоге. Поэтому Вячеслав Бутусов ввел многих в заблуждение, разумеется, не специально, он с поэтической точки зрения поступил абсолютно верно, но тенденция к неправильному произношению в нашей стране все же возникла.

Как возникла такая необычная форма? В общем-то, это правильный круг. Сложно говорить фактами, но инструмент наиболее вероятно имеет африкано-арабско-европейские корни. Скорее всего, создатели были вдохновлены лютнями, мандолинами и даже ударными инструментами. Барабаны сыграли значимую роль: дека ведь кожаная (сегодня, нередко ее роль играет специальный пластик). То есть получается классическая резонирующая система, в которой  обруч – металлический, деревянный, пластиковый – обтягивается или покрывается плотным материалом. Задняя часть может быть как открытой, так и закрытой, например, как у Fender FB-55. В общем, суть проста, а разнообразие вариантов огромно, поэтому каждый может найти то, что по душе.

Сколько струн у банджо? В буквальном смысле – сколько пожелаете! В разумных рамках, конечно. Кстати, века назад, а известен этот инструмент еще с 18-го века, о нем упоминал в 1784 году Томас Джефферсон, первоначально использовались струны из кишок. Козьих, например. Итак, есть 4-хструнные банджо-теноры, 6-тиструнные банджо-гитары, банджо-мандолины с 4 парными струнами и другие. Ну а в США традиционные композиции исполняют в основном на 5-тиструнных. Это целая наука, но, как видим, в этом плане прослеживается взаимосвязь со многими другими инструментами, щипковыми и смычковыми, потому и настраивается герой сегодняшнего текста как гитара, скрипка, альт, гавайская укулеле или другим образом. Это зависит от вида инструмента и собственных пожеланий музыканта.

Где можно приобрести банджо? По всему миру, границ нет. Гораздо интереснее, где и кто его делает. Про известную компанию Fender уже было упомянуто, наряду с ней выпуск осуществляют или осуществляли предприятия с разных концов света: Cort (Южная Корея), Washburn  (США), Gibson (США), Veston (Китай). Да, те же компании, что занимаются производством гитар, часто изготавливают и банджо. Но самое примечательное, что существуют изделия отечественного производства – в СССР на ленинградской фабрике имени Луначарского занимались производством многих инструментов, в том числе рассматриваемого нами. Что ж, можно сделать вывод, что он вполне достоин коллекционирования, тем более что банджо делали и делают искусные частные мастера, да и всем под силу самостоятельно создать свою уникальную модель, например, из сигарной коробки. Про такие инструменты мы уже однажды писали.

Как извлекается звук? Обычно с помощью медиаторов, одновременно нескольких. Как это возможно? Очень просто – они одеваются на пальцы (обычно на большой, безымянный и указательный). Называется такой медиатор мизрабом. Конечно, символически выражаясь, “голыми руками” тоже играют.

Кто знаменит техникой владения банджо? Если вы начинаете интересоваться музыкой, исполняемой с помощью этого “круга”, то в первую очередь можно обратить внимание на творчество Уэйда Мэйнера, Эрла Скраггса, Синтии Сэйер, Нэрвина Кимбалла. Вообще, талантливых исполнителей много, потому что банджо по-настоящему демократичный инструмент и желающий его освоить обязательно это сделает.

Есть ли инструменты, похожие по виду на банджо? Да, не так давно, всего-то 100 лет назад, в Турции появился cümbüş, если по-русски, то джумбуш или примерно так. Он имеет 6 дублированных струн, лады отсутствуют. Звук громкий, звонкий, поэтому в восточных ансамблях этот инструмент нашел большое распространение.

И можно отвечать еще на многие-многие вопросы о банджо, потому что это богатая тема для разговора во всех отношениях. Но больше всего советуем начать играть на этом инструменте все, что хочется – от фолка до тяжелого рока, ведь и электрические варианты тоже существуют. Дерзайте!

Реклама