Мар 19, 2011
В защиту Флойда
Те, кто более-менее регулярно почитывает различные гитарные форумы, наверняка обратили внимание на то, что про весьма немалое число инструментов различных именитых (и не очень) производителей энное количество «экспертов» выражается в том духе, что «палка, конечно, ничего так, но она же с флойдом!». Этой фразой «специалисты» как бы стараются намекнуть менее искушенным посетителям той или иной говорильни на тот неоспоримый (по их мнению) факт, что флойдроузными гитарами пользуются в основном лохи, которым важны исключительно дешевые визуальные эффекты. Ну а если не лохи, то прожженые профессионалы типа Сатриани или Вая, да и то, есть мнение, что этим и другим богам электрогитары ненавистную «машину» навязали монстры гитаростроения вроде Ibanez и прочих.
Как тут не вспомнить, что у «форумных гитаристов» (с) в почете, как правило, только два бренда — Fender и Gibson, которые (за очень редким исключением) двусторонние качалки на свои инструменты действительно не ставят. Да, кое-кто, конечно, говорит, что есть еще вроде бы неплохая конторка под названием ESP, но и они выпускают достойную продукцию только с тюн-о-матиком…
Тут же на ум приходят слова Дина Зелински, который перед тем, как завязать с гитарным бизнесом вообще и со своим детищем Dean в частности в сердцах бросил, что, мол, в настоящее время всевозможные фирмы перестали выпускать гитары, и переключились на выпуск флойдов с приделанными к ним гитарами. Да, во второй половине восьмидесятых годов Floyd Rose (как и «рок парикмахеров») на самом деле были в фаворе, а производство гитар — это точно такой же бизнес, как и производство кофейных столиков, виниловых обоев, грузовых автомобилей или вишневой газировки — выпускать будут то, что можно побыстрее и подороже продать, а в те года народ хотел покупать флойды.
Но время шло, группа Poison перестала попадать в хит-парады, а «Фендер» и «Гибсон» сообразили, что за модой не следует гнаться, моду нужно формировать самостоятельно, и что Les Paul, сделанный по спецификации конца пятидесятых годов (когда никаким флойдом еще и не пахло) для музыканта может быть значительно ценнее, чем ультрасовременный Kramer Baretta — все дело в подходе и в количестве «духовности», которым ты сам наполняешь то или иное полено.
Но мы немного отвлеклись, давайте посмотрим, чем же на самом деле так не угодила массам простецкая железяка, подвешенная на пружинах к корпусу электрогитары.
Первая претензия к флойду — уменьшенный сустейн. Справедливо? Справедливо — законов физики никто не отменял, и если на одной гитаре у тебя струна продета в деревяху через сквозное отверстие, а на другой та же самая струна приделана к такой же деревяхе на пружине, то вполне очевидно, что резонировать дольше будет первый инструмент. Но есть один нюанс. Floyd Rose — это бридж, которым оснащаются (как правило) электрогитары так называемой «пилильной» направленности, а «пилят» у нас в большинстве случаев с дисторшином, который этого самого сустэйна добавляет ого-го сколько! В принципе пытливый ум в этом месте может заметить, что под разряд «пилильщиков» вполне попадают и джазовые гитаристы, а они работают в массе своей без перегруза — все так. Но! Большинство джазмэнов играют на инструментах идеологии типа Gibson ES-335, а данная гитара всем хороша, кроме одного — у ней крайне бедный сустейн. Существует даже выражение, характеризующее описываемый звук — «сыграл, как сухой горох рассыпал». Рассказывать про разработку фирмы Fernandes под названием «сустейнер» мы сейчас не будем, речь ведь не о том, как искусственно повысить время звучания ноты на конкретном инструменте.
Далее: у гитар с флойдом гораздо более «бедный» звук, по сравнению с гитарами с фиксированными бриджами. Усредненно — да, так и есть. Почему? Уже говорили об этом в предыдущем пункте — чем больше струна контактирует непосредственно с «живым» корпусом, а не с «мертвой» пружиной, тем богаче ее звучание. В оправдание Floyd Rose опять же напомним про distortion, который «съедает» у любого инструмента массу индивиуальных особенностей. И помним про то, что по-настоящему хорошая деревяшечка в любом случае очень мило подкрасит звук, в случае с флойдом — не так сильно, но тем не менее.
Одна из наиболее частых претензий к двусторонней машинке — ее настройка. Типа начал настраивать Floyd безусым юнцом, а пока возился — успел состариться. Ну что тут сказать — если вы определились, какого размера струны у вас будут в дальнейшем использоваться на флойдовой гитаре, то капитальную настройку флойда нужно будет сделать только один раз. Причем это не так сложно, как может показаться — главное понять принцип. Но зато — если ваша качалка выполнена по всем технологическим правилам и нормам, то потом вы сможете играть на своем инструменте как угодно, дергать рычагом направо и налево, делать немыслимые подтяжки и пр. — со строем электрогитары ничего не случится. Вообще ничего! Ну а если уплывает строй сразу всех струн (из-за влажности в помещении, например), то в бридже всегда к вашим услугам винты микроподстройки — ими пользоваться значительно удобнее, чем колками.
Тезисы о «муторности Floyd Rose» зачастую подкрепляются словами о том, что дескать за флойдом нужно еще и ухаживать дополнительно — смазывать там и т.п. Ну вообще-то за гитарой в принципе неплохо бы ухаживать — подтягивать разбалтывающиеся винты, чистить периодически гриф, менять струны… Что мешает во время таких вот не слишком частых сеансов «техобслуживания» дополнительно уделить минут пятнадцать своему бриджу — не очень понятно.
Кое-кто пеняет флойду за не слишком простецкую замену струн. Уважаемые! Меняйте струны по одной, не снимайте разом все шесть (или сколько там у вас?), и будет вам счастье. Причем это утверждение можно отнести и к инструментам с другими типами бриджей. Но если вы решились на смену калибра струн — тогда да, качалку придется отстраивать заново, прощай еще один час жизни!
Где-то вычитал мнение одного, по всей видимости очень одаренного гитариста, что он, мол, вообще не может пользоваться флойдом — некуда деть правую руку, не облокотиться кистью на бридж — сразу же строй едет. Не знаю я, какого размера и веса должна быть кисть, чтобы при игре на электрогитаре нельзя было бы прислонить руку к качалке. Вон Керри Кинг с виду вроде бы не самый хилый паренек, а ничего — играет как-то.
Ну и вполне очевидно, что многие жалуются на то, что на гитарах с флойдом весьма проблематично исполнять партии, в которых требуется небольшая и ровная подтяжка — типа «Blue Hotel» Криса Айзека или какой-нибудь серф. И вот тут мы подходим к тому, о чем, собственно и нужно вести речь — у каждого типа электрогитар есть своя специализация, практически для каждого направления музыки выпускаются наиболее подходящие этому стилю инструменты. Да, «рубить» рифы можно и на телекастере, и на B.C. Rich, но вот адекватно сыграть джазовую обработку знаменитой «Caravan» на именной ESP Кирка Хаммета весьма непросто. Но ведь и «Eruption» Ван Халена достаточно сложно исполнить на «Гретче», собранном по спецификации Брайана Зетцера.
Большое спасибо автору! Коротко и по делу написал.))
сегодня пол дня выбирал себе гитару, обошел пол города N, и оочень долго не мог определиться — быть флойду, или нет. сошлись во мнении(с хорошим другом) что быть(марку/модель называть не буду — ибо цена далеко не заоблачная). придя домой пытался понять — не ошибся ли я с выбором, и вот только сейчас, прочитав этот замечательный пост, понял — не зря)
Пара проблем из личного опыта:
1) если менять струны по одной, то не сняв всех струн не почистить нормально накладку.
2) перестроить гитару в другой строй жутко муторно. хоть дроп, хоть на тон ниже — отстраивая после этого флойд, проклянёшь всех кто его придумал. поэтому играю в стандартном строе, а экспериментирую на другой гитаре.
2.1) если у вас не готох-флойд, то заранее надо придумать что ты будешь делать с разболтавшимся рычагом.
2.2) настраивать нужно в том положении в которо миграешь — повернул гитару в пространстве — строй немного поплыл из-за собственного веса флойда.
2.3) без тюнера гитару с флойдом не настроить, даже имея абсолютный слух
Не берите флойды из плохого металла (читай: дешёвые).
1qiq, для чистки грифа можно флойд с постов снять предварительно сняв пружины и ослабив все струны. Струны легче возвращаются в тот строй в котором была гитара настроена перед чисткой или заменой струн 😉
Кстати за струнами тоже можно ухаживать!
Вставлю и я свои пять копеек:
1. Для чистки грифа флойд можно зафиксировать и снять все струны.
2. Перестройка — да, непросто. Ну не зря же Ван Хален свою ДиТюну для флойда придумал
3. Про «разболтавшийся рычаг» и плавающий строй — не знаю… это что же должен быть за флойд-то такой?! Помнится был на концерте Вая, так тот так колбасил свой Джэм именной, что аж дух захватывало
4. Без тюнера уже забыл когда настраивал гитару в последний раз, даже акустическую.
да, при первой смене струн на гитаре с флойдом я тоже крыл налево и направо тех, кто его придумал)))) только потом, научившись с ним обращаться, начинаешь понимать все плюсы..
Имею три гитары,две с флойдом. Одна настроена в стандартном строе, другая в дроп. На концертах просто меняю, потому, что песни написаны в разных строях. Еще одна гитара с фиксированным бриджем, струны сквозь корпус. Ее использую в рабочих моментах и на концертах, когда все тащить лениво. Просто перестраиваю 6-ю струну. Я люблю флойд и мне он нужен, хотя я на самом деле совсем не стив вай и не сатриани.
Мне 44 года.Всю жизнь играл без флойда.Случайно дёшево взял Корт х6,товарищи мне его отстроили,и что сказать,флойд это сказка.Свобода.Несмотря на то,что гитара дешёвая,уже два года без проблем.Ничего не плывёт,строй держит.Сейчас без флойда просто не могу,привык:)