I love Van Halen

Гитаризм.RU » Заметки » Рецензии


Nick Cave and the Bad Seeds. «Push the Sky Away»

Группа Nick Cave and the Bad Seeds, а может это даже международное объединение (коллектив хоть и основан в Австралии, но играют в нем музыканты из разных стран), выпустила 15-ый по счету альбом – «Push the Sky Away». Пластинка, безусловно, символичная, и по звучанию сильно отличается от предыдущей – «Dig, Lazarus, Dig!», выпущенной в 2008 году. Последняя по большей части воплощала собой гаражный рок. В данном случае стоит говорить о духовной, библейской атмосфере и об использовании соответствующих приемов. Так, во время прослушивания возникает мысль, что находишься на своеобразной проповеди или как минимум на вечере встречи с поэтом, может пророком по совместительству. А теперь обо всем по порядку.

Если говорить об обложке, то уже она вызывает определенные чувства. Анализировать можно долго, но сразу складывается ощущение, что обнаженная девушка (и она, скорее всего, жена музыканта – Сьюзи Бик) воплощает собой Еву, а изящно одетый Ник – это тот, кто дает познание добра и зла. Да и цвета не случайны: черное, белое, грязно-серое. За большими подробностями стоит обращаться к Ветхому Завету.

Что касается названия. Русский вариант не будем даже пробовать давать, но ясно одно: в нем четко прослеживается, что до небес людям далеко. А если кто сможет литературно перевести – милости просим.

Содержание альбома, повторимся, уникально для группы. Это песни-минимализмы,  9 песен, с почти всегда одинаковым мотивом, но при этом смысловые. Все выдержано в одной манере – плавной, сдержанной. Ник скорее занимается не вокалом, а ведет монолог. Какие темы поднимаются помимо “небесных” или совместно с ними? Весьма разнообразные. Здесь можно найти упоминания о современной культуре, развивающейся в интернете, о поп-звездах (например, о Ханне Монтане). Присутствуют сказки для взрослых – «Mermaids», повествующая о русалке и моряке, лиричная «Water’s Edge», о мальчиках и девочках на берегу моря. Это пазл с большим количеством элементов, картинка мира, собираемая медленно из крошечных деталей.

Важно, что хоть и альбом выдержан строго определенным образом по звучанию, в нем можно найти целое многоголосье – присутствует временами не только вокал Ника Кейва, но и женский, играет скрипка, синтезатор, акустические и совсем с легким оттенком электрические гитары,  разнопланова перкуссия. В итоге перед нами предстает оркестр и у него отличный дирижер.

Итак, это альбом, который открывает коллектив с другой стороны. Не исключено, что некоторыми слушателями эта рефлексия будет воспринята не так положительно, как более динамичная и шумная музыка. Кто-то наоборот лишь после «Push the Sky Away» начнет интересоваться творчеством Ника и его команда. Но как бы то ни было – перед нами нечто редкое, но давно знакомое.

Бригадный Подряд. «Страна возможностей»

Что такое панк-рок? Возник он где-то на западе (то ли в Америке, то ли в Британии). Этот жанр отличала от других главная задача, заключавшаяся в стремлении играть, даже не умея это делать. Однако за долгие годы своей творческой деятельности многие коллективы научились играть и петь, поэтому сегодня панк-музыка звучит несколько иначе, чем прежде. Сам жанр характеризуется быстрой динамичной музыкой, как правило, с простым аккомпанементом. Что касается вокала – он развязный, а порой и агрессивный.

А к чему, собственно, весь этот разговор? Дело в том, что группа «Бригадный Подряд», о последней пластинке которой и пойдет речь в данной статье, является одним из первопроходцев советского панк-рока. Сам же альбом 2011 года под названием «Страна возможностей» относится к разряду важных, поскольку он не просто очередной, он – начало нового этапа в творчестве коллектива. Во-первых, в группе сменился вокалист, так как Александр Конвисер покинул команду в 2009 году. Во-вторых, звук претерпел значимые изменения.

При прослушивании композиций родом из страны возможностей легко замечается, что Подряд проделал над альбомом большую работу в профессиональной студии, вариации аранжировки неоднократно менялись. Видно, что все четко и выверено. Прежде таких возможностей не было, все записи проходили быстро, порой даже на квартирах. Однако нельзя сказать, что результат был хуже.

5 из 11-ти песен, вошедших в альбом, имеют две версии звучания. Например, композиция «Song 3» присутствовала в сингле «Звезды на льду» 2009 года еще с вокалом Конвисера. Новая версия максимально приближена к изначальной. А вот в случае с «Вот он я» и «Выпускной» наоборот, оба варианта записаны одним составом, но аранжировка заметно различается.

Нельзя не отметить отдельно композицию «Всерьез», написанную Юрием Соболевым специально для Бригадного Подряда в 2010 году, когда он вернулся к творчеству после длительного отпуска. Напомним, что Соболев – бывший участник коллектива (покинул его в 2002 году) и автор многих его песен и даже целых альбомов

Если охарактеризовать новый звук команды одним словом, можно сказать, что он стал грязным, в хорошем смысле. Солирующим мелодиям, пусть даже простым, здесь место не отведено. За исключением спокойной композиции «Это время», имеющей задушевный характер.

Ребята решили провести эксперимент не только с музыкой, но и с вокалом. Из уст Толяна звучит речитатив сразу в двух песнях: «Страна возможностей» и «Гений». И надо сказать, выходит у него весьма неплохо, по-молодежному. Что касается смысловой нагрузки, то она сохраняет традиционную социальную-нигилистическую тему. Может быть, даже более усиленную, чем прежде. Или более серьезную, если угодно. Одним словом – юмора здесь мало, но он есть, все так же по традиции. Да и нецензурная лексика исчезла – тоже примечательно.

Состав в своем большинстве относительно молодой: басист Кирилл Поляков работает в коллективе с 2001 года, вокалист и гитарист Анатолий Скляренко – с 2003, барабанщик Герман Иоффе – с 2010. И только лишь Александр Лукьянов (Сантёр) появился в группе с незапамятных времен – эпохи Древнего Египта. Так что у команды впереди еще долгий путь, и их «Страна возможностей» открывает перед ними возможности самосовершенствования. Ну а мы с нетерпением будем ждать новых композиций и пластинок.

ZZ Top. «La futura»

Только представьте себе: легендарная группа после девяти лет выпускает очередной альбом! Да, ZZ Top порадовала наконец-то в минувшем году. Их пластинка называется «La  Futura». Заниматься переводом с незнакомого языка дело неблагодарное, но удалось выяснить, что с испанского “futura” означает “будущее”, в юридическом языке “право на преемство”, в разговорном – “невесту”. “La” – это артикль женского рода. В общем, пусть каждый выберет значение сам, а мы лишь скажем, что среди десяти песен одноименных заглавию альбома нет, поэтому так просто в контексте не порыться. Ну да ладно, зато каждая из них в отдельности – это как раз та группа ZZ Top, которую мы и любим: вечно молодая троица, она не прочь крепко выразиться и отпустить острую шутку, но в то же время иногда выдавливает из себя скупую мужскую слезу. Где серьезнеть, а где ирония – порой и не отличишь.

Вот мы и выяснили, что чего-то совершенно нового не будет. «La  Futura» – это все та же форма и то же содержание знакомой смеси блюза и рока. Пусть другие меняются, а участники ZZ Top четко следят за постоянством своего имиджа. Ни одна из песен не выбивается из общего творчества. Как обычно есть брутальные веселые произведения, а есть наполненные мексиканско-техасской тоской. К первым можно отнести подавляющее большинство, среди вторых – «Over You», «It’s Too Easy Mañana!» и… пожалуй, это все. Даже композиция с названием «I Don’t Wanna Lose, Lose, You» хоть и начинается с относительно сдержанных ритмических басовых и барабанных ударов, хоть и ее название говорит о нежелании расставаться с близким человеком, через пару секунд она уже твердит музыкой, да и прямым текстом, следующее: “Черт возьми! Да все мы переживем и никогда не расстанемся!”. В общем, ZZ Top продолжает убеждать, что нечего поддаваться упадку настроения и пугаться происходящего – есть рок-н-ролл, блюз, гитара, а это самое великое оружие для самообороны от психологических стрессов!

Знаете, можно продолжить писать рецензию так: вокал Билли Гиббонса крепкий как текила, Фрэнк Бирд стучит как опытный русский банщик веником по крепкому телу (недурное ведь вышло сравнение?), а Дасти Хилл играет на басу активнее большинства соло-гитаристов. Но ведь это ясно по определению! Нам остается лишь еще разок упомянуть, что ZZ Top не меняется, что уникально и очень даже хорошо для нашего непостоянного мира, они продолжают быть сплоченной командой. А то знаете, как бывает (к сожалению, очень часто в России): у группы есть лидер, а все остальные участники коллектива и не важны вовсе, хоть весь состав поменяй – ничего не изменится. А тут нет, все наоборот.

Постоянство – признак мастерства. Пусть эти слова и станут итоговыми.

P.S. Сравните первые аккорды песен «Chartreuse» и «Consumption». Вот эти звуки и есть ZZ Top.

СерьГа. «Детское сердце»

Классический русский рок сегодня – явление, которое становится все менее заметным. Не будем останавливаться на причинах к тому ведущих. Лучше продолжим говорить о творчестве – альбомах, которые были выпущены не так давно и оставили определенный музыкальный след. В общем, постараемся сделать, чтобы снегом и морем информации его не занесло. Итак, встречайте, СерьГа и «Детское сердце» – пластинка 2011 года.

Знаете, пожалуй, после прослушивания всех песен нельзя не согласиться с такой простой мыслью, что счастливыми и мудрыми являются только дети и еще те люди, кто сохраняет память об этом чувстве (не периоде, не времени, а именно чувстве) и рад возможности вновь окунуться с головой в игру. А мир взрослых можно охарактеризовать так – мудрят… Вот и началась рецензия с параллели СерьГи и Антуана де Сента-Экзюпери с его «Маленьким принцем». Сравнивать не будем, просто проведем параллель.

Что касается текстов, то они, в самом деле, выдержаны в согласии с заголовком. Первый, как и должно быть, начинается со слова “мама”, содержит воспоминания о доме, осознание того, что пусть не так все светло и чисто в мире (воздух ведь городской), а все же есть чему порадоваться – кусочку неба, разлинованному кометами, например. Три первых песни как раз об этом. А дальше? Дальше уже больше о том, что влияет на вектор  жизни после детства – одних вдохновляет Юрий Гагарин, вторых Битлы, третьих кто-то еще (иногда, к сожалению, что-то). Так и растем дальше. Особо отметим «Вальс поющих мужчин», “станцевали” который сам Сергей Галанин, Гарик Сукачев, “Чайфы” Шахрин и Бегунов, Михаил Ефремов и Александр Ф. Скляр. В общем, все самые искренние детсадовцы в самом искреннем и хорошем смысле этого слова.

Раз уж заговорили про совместные произведения, то их на пластинке помимо перечисленного еще парочка: с Алексеем Романовым «Твоя душа»,  рассказывает о не высокотехничных и мудреных, но чистых  радостях – книгах и хорошей музыке, а также с Вячеславом Бутусовым «Я вижу Солнце». Эта песня расположилась среди последних трех всего альбома. Она и две ее “соседки” уже по большей части не о детстве. Здесь прослеживаются размышления о жизни, о желании получить свободу, о нежелании идти в ногу с далеко не всегда сказочным обществом. Что касается посвящению Владу Галкину «Уходят актеры», то здесь уместнее помолчать…

Итак. Неразумно ставить пластинке оценки типа “8 из 10” или “отлично”. Это, друзья, не среднеобразовательная школа, это детская чистосердечность. Одно ясно, что подобные, может порой совсем не совершенные технически, но рисунки от всей души, не выставят в музее. Ну и ладно, они должны трепетно храниться в домашнем альбоме. Вот такой каламбур: этот альбом важно поместить в домашний альбом и следует не забывать его пролистывать время от времени…

Много троеточий в тексте? А как тут иначе скажешь? Спасибо за чтение девчонки и мальчишки, увидимся на улице!

Сплин. «Обман зрения»

Людьми всегда руководят привычки: есть определенным образом, отмечать праздники, вести себя так на людях, а так дома, слушать песни и их сочинять. Именно поэтому кем-то «Обман зрения» был воспринят, как альбом скучный и однобокий, а кем-то тоже как не веселый, но многогранный. Разберемся в феномене пластинки, которая 11-я (“барабанные палочки”) по счету у группы. Кстати, о музыкальных инструментах. Александр Васильев утверждает, что добрая половина записана на iPad. Если это так, то с теми, кто считает, что ничего нового в композициях нет, можно поспорить. Это нестандартный способ творить серьезные вещи, по крайней мере, для российских музыкантов.

Некоторые критики и слушатели не скрывают, что, по их мнению, песни не актуальны. И с этим тоже можно не согласиться, и тоже по личному мнению. Здесь есть намеки, недосказанность и прочие черты, характерные для питерской музыки, родившейся не вчера и сегодня, а во времена, ставшие историческими, и для такого направления в искусстве, как символизма. В общем, суть в том, что просто необходимо вслушиваться и неспешно (это необязательно значит “туго” или “медленно”) размышлять. Тогда станет ясно, что песня «Дочь самурая» рассказывает о девочке из города Хиросима в тот момент, когда вниз летит бомба и “от края до края становятся тихими звуки”. Только представьте это зрелище… Поэтому, вряд ли сию композицию уместно напевать в те моменты, когда тебя, например, ругает начальник или происходит ссора с молодым человеком. Она о большем. Риторический вопрос: кто из тысяч слушателей без подсказок автора это понял?

Теперь продолжим краткий разбор материала. Действующими лицами этого произведения вновь по большей части выступают Камни и Солнце («Солнце взойдет»), Волна («Ковш»), Автомобиль («Черная Волга») и другие предметы, которые мало кто может связать с жизнью. К глубокому сожалению, даже человек (разумеется, из песни «Чудак»), который пытался сделать мир лучше, тоже сегодня воспринимается как анахронизм, а значит нечто безжизненное. Но, хочется верить, что альбом поможет посмотреть на мир с другой точки зрения, не менее достойной, чем политическая и экономическая.
В общем, ясно, что «Обман зрения» обманывает, если не приглядываться, если знакомиться с ним как с материальчиком на час. При этом у него есть шансы стать историческим, только вряд ли это удастся сделать – современная почва не слишком плодородна для такого сплина – тонкой уютной самодостаточной грусти, которая одновременно не означает бездействие, а означает размышление над возможными последствиями.

Ну а напоследок о хорошем. Крайне положительно, что песня «Петербургская свадьба» (тоже символическая) напомнила публике о таланте Александра Башлачева – именно он ее автор. Видно, что Александр Васильев и его команда трепетно относятся к этому творческому человеку, ведь аранжировка и манера исполнения звучат удивительно органично. Да и вообще «Обман зрения» соответствует своей художественной концепции. А восприятие публики, к счастью или сожалению – дело второе.

Dead Silence. Billy Talent

В сентябре этого года канадские панки Billy Talent порадовали своих поклонников четвертой по счету полноформатной пластинкой. На этот раз музыканты нарушили свою традицию и вместо очередного одноименного альбома с порядковым номером дали пластинке полноценное название – Dead Silence. Еще одной отличительной чертой альбома стала его целостность. В отличие от предыдущих релизов, которые были больше похожи на компиляцию материала, который группа записала за некоторый период времени, треки на Dead Silence плавно и логично перетекают один в другой, складываясь в единую «историю».
Открывается альбом минутным вступлением Lonely Road To Absolution – напевным и похожим на начало какого-то сказания. Интро в некоторой степени обобщает основную идею альбома. Большая часть треков, как всегда, посвящена социальным и политическим проблемам – чего еще ожидать от панка? И первая же песня альбома — Viking Death March — становится словно квинтэссенцией протеста, вызова обществу. Тем не менее, среди традиционных 14 треков нашлось место и для баллад, хотя за исключением этих небольших передышек альбом получился очень насыщенным и энергичным.
Что касается стиля – Billy Talent не та группа, от которой стоит ждать каких-то экспериментов. На протяжении многих лет они придерживаются выбранного направления, и вполне успешно. Каждый новый альбом группы имеет значительное число песен, с первого прослушивания которых становится понятно, что это неоспоримые хиты. Несмотря на то, что многие команды, работающие в узких рамках фирменного с тиля, со временем начинают повторяться и скучнеть, о Billy Talent ни в коем случае нельзя сказать, что они «постарели» или «исписались» — их треки все такие же яркие, задорные, интересные и цепляющие, как и раньше. Это можно заметить сразу – с первых же мощных треков Viking Death March и Surprise, Surprise!. Заглавная песня альбома, закрывающая пластинку, удерживает поставленную в начале высокую планку – это очень красивая и энергичная композиция, которая наверняка останется в голове надолго после прослушивания.
Пластинка Dead Silence получила высокие оценки критиков и определенно займет достойное место в дискографии группы. Канадские панки еще ни разу не подводили своих поклонников – каждый релиз команды имел немалый успех. Новая работа их также не разочарует – годы идут, а Billy Talent остаются «на коне».

My Head is an Animal. Of Monsters and Men

Of Monsters and Men – это молодая инди-фолк команда, чьему стремительному взлету можно только позавидовать. Музыканты из загадочной Исландии дебютировали в 2010 году и буквально за год добились огромной популярности сначала в своей стране, а затем и за ее пределами, благодаря ротации на американских радиостанциях. My Head is an Animal, дебютный альбом группы, вышел в Исландии в сентябре 2011 года. Американский релиз состоялся значительно позже, в апреле 2012, эта версия альбома имеет альтернативную обложку и слегка измененный треклист.

Пластинка начинается с песни Dirty Paws, похожей на зачин сказочной истории, а вторая строчка несколько психоделического текста как раз повторяет заглавие альбома. Вступление увлекает, погружает слушателя в волшебный мир, сотканный группой из звуков. Музыка Of Monsters and Men – это своеобразный феномен. Она спокойная и плавная, с интересно построенными партиями и очень правильно расставленными акцентами. Именно это и выделяет группу из огромного числа инди-коллективов. Невысокий темп треков и мягкий женский вокал в других случаях могли бы звучат монотонно и обыденно, но только не у Of Monsters and Men. Интересные инструментальные узоры и задорные хоровые «Хэй!» придают их композициям неповторимый колорит.

Центральное место за альбоме занимает сингл Little Talks, который и принес известность группе. Сама песня достаточно мягкая, но, в то же время, по-настоящему увлекательная бодрое вступление, вкрадчивое пение в куплетах – диалог мужского и женского вокала, яркий припев, и, конечно, сказочная атмосфера. Этот трек – один из самых запоминающихся на альбоме, именно он наверняка останется крутиться в голове после первого прослушивания. Но на самом деле каждая композиция дебютной пластинки Of Monsters and Men уникальна и интересна. Если вы мечтаете хотя бы на часок погрузиться в добрую волшебную сказку с героями и чудовищами, пропитанную духом старины и северным фольклором, My Head is an Animal – это то, что вам нужно.

Реклама